Между Донцом и Доном.

Aug 02, 2017 19:42

Оригинал взят у vlad17_gradov в Между Донцом и Доном.
С ноября 1919 года А.И.Деникин уже не думал о том, на каком коне въехать в Москву. Вопрос стоял о том, где остановятся отходящие на юг войска. После потери Сватова части генерала Мамонтова отошли в район в район Миловатовка - Кабанье - Юрьевка - Николаевка. 18 декабря 1-я Конная армия овладела городом Старобельском и селом Евсук. Посланный П.Н.Врангелем принять командование над Конной группой генерал Улагай с трудом нашел свои войска на станции Кабанье (между станциями Рубежная и Купянск).

Командующий Добровольческой армией установил связь со своей конницей только 19 декабря. Однако уже на следующий день части Улагая были разбиты в районе Ново-Астрахани и начали беспорядочно отступать к Лиману, Ямполю и Рубежной. 21 декабря генерал Улагай доложил генералу П.Н.Врангелю, что кавалерия "конной группы становится совершенно небоеспособной. Малочисленная по сравнению с кавалерийской армией противника, она совершенно потеряла сердце, разлагается с каждым днем все больше и больше." В это же время части РККА овладели Беловодском и Константиноградом (впоследствии - Красноград). 21 декабря в 8.00 части РККА заняли Кременчуг.

С конца ноября 1919 года усиливалось давление на Донскую армию со стороны частей 9-й армии. Вытесненные из верхне-донских станиц, белоказачьи войска откатывались на юг. Разрыв, существовавший между 8-й и 9-й армиями, исчез. 22 декабря 2-й кавалерийский корпус Думенко вышел к Миллерово, где был остановлен контратакой корпуса генерала Коновалова. В этот же день части 13-й армии переправились через Северский Донец и заняли Изюм.

Предчувствуя новые поражения, командующий Добровольческой армией П.Н.Врангель направил генералу А.И.Деникину рапорт, в котором, обвинив Деникина в разработке ошибочного плана наступления на Москву, предлагал сосредоточить оставшиеся белогвардейские войска на одном направлении, создать несколько оборудованных рубежей обороны, эвакуировать тыловые службы из Таганрога и Ростова, сократить штабные учреждения и милитаризовать транспорт. Времени на реформирование деникинских войск оставалось немного. Части РККА вышли на рубеж станица Мигулинская - Чертково - Миллерово - Луганск - Рубежная - Лиман - Краснопавловка - Кобеляки - Кременчуг - Канев - Фастов - Сквира - Казатин. Сближение частей РККА и повстанческих отрядов, боровшихся против А.И.Деникина позволило ЦК КП(б)У 17 декабря 1919 года договориться о сотрудничестве с ЦК УКП (боротьбистов).

На совещании большевиков и боротьбистов в Москве было решено, что "обе договаривающиеся стороны обязуются всемерно содействовать русско-украинской Красной Армии в выполнении возложенной на нее задачи окончательно добить силы империалистической мировой реакции. Поэтому они обязуются пресекать в корне всякие попытки, направленные к распылению сил единого революционного фронта против белогвардейских армий и, в частности, осуждая всякую агитацию, преследующую на украинской территории организацию сепаратных военных образований из бывших партизан и разложившихся петлюровских частей и военное отделение украинской Красной Армии от российской, берут на себя обязательство самой беспощадной борьбы с такого рода агитацией, дезорганизующей фронт и способствующей контрреволюции."

Командование Украинской Галицкой армии (УГА) в конце 1919 года неоднократно меняло свою ориентацию, то переходя к А.И.Деникину, то порываюсь уйти в родную Галичину, то снова заключая 24 декабря договор с Петлюрой. Убедившись в усилении позиций РККА, галичане подписали 1 января 1920 года соглашение с советским командованием о создании Красной Галицкой армии. В декабре напомнили о своем существовании петлюровские части, совершившие налеты на деникинские тыловые гарнизоны в Липовце, Жашкове и Ставище. 23 декабря части 1-й Конной армии и 13-й армии форсировали Северский Донец.

Белое командование не могло удерживать фронт, растянувшийся от Дона до Днестра. Неудивительно, что в это время генерал А.И.Деникин обсуждал с генералом П.Н.Врангелем вопрос, куда лучше отступать: на Дон или в Крым? Опасаясь оставлять союзные станицы, командующий Вооруженных сил Юга России решил стянуть свои силы в низовья Дона. Исходя из этого решения, генерал П.Н.Врангель предложил отвести белые части в Крым и на линию рек Дон и Сал, сохранив на правом берегу Дона плацдарм от реки Миус до Новочеркасска, а также "войти в переговоры с союзниками о перевозке, в случае необходимости, армии в иностранные пределы, куда при первой же возможности начать эвакуацию матерей, жен и детей офицеров".

Остаткам деникинских дивизий приходилось сдерживать рискованными контратаками наступление Южного фронта. Генерал Улагай попытался остановить 1-ю Конную армию контрударом на рубеже Бахмут - Попасная, стянув туда остатки кавалерийских частей. Но наступала не только конница С.М.Буденного. 24 декабря части 8-й армии заняли Луганск. На следующий день 13-я армия вошла в Славянск. 25 декабря к северу от Бахмута и Попасной произошел встречный бой между 1-й Конной армией и группой Улагая, закончившийся разгромом деникинцев. Белая конница отступила к Дебальцево.

Под впечатлением очередного поражения штаб Добровольческой армии переехал из Юзовки в Харцызск. Генерал А.И.Деникин издал директиву № 016210, в которой приказал генералу Шиллингу сосредоточиться на прикрытии Крыма, а генералам П.Н.Врангелю и Сидорину - сблизить их смежные фланги. 26 декабря 1-я Конная армия заняла Попасную. 27 декабря буденновцы вошли в Бахмут, а части 13-й армии - в Краматорск. В тот же день 2-й кавалерийский корпус под командованием Думенко овладел Миллерово. Следующая директива деникинского командования № 016336 сводилась в основном к определению путей отхода.

Одновременно генерал А.И.Деникин решил вдохновить свои войска относительно новой политической программой, которая сводилась к нескольким положениям: "единая, великая и неделимая Россия", "защита православной веры", "борьба с большевизмом до конца", "военная диктатура","национальная, русская внешняя политика". Но реализовать то, что не получилось за два года, в несколько месяцев было уже нереально. 28 декабря оставшиеся от группы Улагая части были сведены в бригаду под командованием полковника Фостикова, которую в тот же день разбила 1-я Конная армия.

29 декабря красная конница выбила белых из Дебальцева и Городища, а 30 декабря овладела Горловкой. Не находя военных решений, генерал А.И.Деникин взялся за гражданские учреждения. Он распустил Особое Совещание, образовав "правительство при Главнокомандующем", в составе председателя (генерала Лукомского) и семи начальников управлений: военно-морского, внутренних дел, финансов, торговли и промышленности, юстиции и главных начальников сообщений и снабжения. К исполнительным органам А.И.Деникин добавил "Совещание по законодательным предположениям".

Действия белых армий по-прежнему сводились к попыткам замедлить наступление Южного фронта. 31 декабря 6-я кавалерийская дивизия красных в районе Алексеево-Леоново перерезала путь отступления Марковской пехотной дивизии, уничтожив до 1500 белых, и взяв в плен 1200 казаков. В тот же день 42-я стрелковая дивизия 13-й армии заняла Ясиноватую. 31 декабря 1919 года 4-й Донской корпус вместе с остатками бригады Фостикова сумел отбить атаку красных частей на станцию Ровеньки. Но в конечный успех белые генералы уже не верили. 1 января 1920 года на встрече с генералом П.Н.Врагелем в Ростове генералы Сидорин и Келчевский высказались за отставку А.И.Деникина. Но глава белого воинства уходить не собирался.

Более того, во время совещания в Ростове А.И.Деникин отстранил П.Н.Врангеля от командования армией, а саму Добровольческую армию свел в корпус, который подчинил генералу Сидорину. Генералу Врангелю поручили провести непростую мобилизацию на Кубани. В успех белых перестали верить и их союзники. Представитель английской миссии генерал Холман сообщил А.И.Деникину о согласии британского правительства начать эвакуацию семей белых офицеров.

3 января командование РККА отменило директиву о наступлении 12, 13 и 14 армий на Крым в связи с отводом главных сил А.И.Деникина к Ростову-на-Дону. Отойти к Дону тоже оказалось непростой задачей. 4 января 1920 года 1-я Конная армия овладела Мариуполем. Деникинские войска к западу от Бердянска были отрезаны от главных сил. Корпус генерала Я.А.Слащева, насчитывавший 4 тысячи человек, отступил к Мелитополю. 7 января части 1-й Конной армии заняли Таганрог, где много месяцев находилась ставка А.И.Деникина. 8 января 2-й Конный корпус Думенко овладел Новочеркасском, уничтожив с помощью артиллерии атаковавшие его танки. Штаб генерала А.И.Деникина переехал из Батайска в Тихорецкую, возвращаясь, таким образом, к позициям 1918 года. 9 января 1920 года 4-я кавалерийская дивизия 1 Конной армии ворвалась в Ростов. Не расчитывая на успех, генерал А.И.Деникин приказал Корниловской и Дроздовской дивизиям оставить Ростов-на-Дону.

Красным, правда, не удалось сходу форсировать Дон, но результат наступления Южного фронта предвещал полный крах белого движения. Генерал Романовский на вопрос П.Н.Врангеля, понимает ли Деникин серьезность положения, ответил: "Что же вы хотите, не может же Главнокомандующий признаваться в том, что дело потеряно." Что касается командования РККА, то оно после взятия Ростова и Новочеркасска готовилось к новым боям на новых направлениях. Южный фронт был 10 января 1920 года преобразован в Юго-Западный.

Война, История, Донбасс

Previous post Next post
Up