Александр БЕСЕДА, «Луганск-1» Для Брянки уходящий год был сложным во многих отношениях. Начинался он с дебальцевской операции, под городом шли бои, падали снаряды, некоторые из них - неподалеку от центра. Правда, взрывы не мешали местным властям продолжать восстанавливать городское хозяйство. Об этапах этой кропотливой работы в интервью «Луганску-1» сообщил глава Администрации Брянки Николай Моргунов.
- Самое главное, что мы сохранили предприятия, работающие в сфере жилищно-коммунальных услуг, - предваряя вопросы, рассказывает мэр. - Мы ни на день не останавливали вывоз твердых бытовых отходов и то предприятие, которое работало до войны, показало себя как настоящий боец.
Другое наше предприятие, «Жилищник-2» не останавливалось ни на один день: убирали территорию, следили за подвалами. Мы возродили программу по ремонту кровель, которая у нас была до войны. Причем, это было наше ноу-хау. Брянка всегда была городом со скудным бюджетом и мы разработали программу по долевому участию жителей в ремонте кровель.
На апрель месяц этого года у нас в ремонте нуждалось 30 тыс. квадратных метров кровель. Одиннадцать домов и шестнадцать подъездов мы уже отремонтировали. Понятно, что весь объем мы не охватили, но программа будет работать и в будущем году. Отдельная тема - ликвидация последствий боевых действий. Ряд объектов был разрушен, пострадал детский сад «Дюймовочка». На сегодня, благодаря государственной программе и помощи Российской Федерации, восстановление сада почти закончено. Отремонтирован дом детско-юношеского творчества.
Выполнены работы на пострадавшей от артобстрелов школе поселка Ломоватка. В городе работает программа «2000 домов». По ней мы предоставляем материалы жителям для ремонта. Уже частично завезены материалы. Пусть не в полном объеме, но заработало лифтовое хозяйство, шесть лифтов работают. Восстанавливается уличное освещение. По объективным причинам мы, к сожалению, не приблизились к ремонту асфальтового покрытия. Но я думаю, что с наступлением тепла мы все-таки начнем ремонтировать дороги.
- Как родился проект «Трудовая армия»?
- Этот проект родился в Брянке. И, скажем откровенно, родился не от хорошей жизни. Весной мы уже стабильно получали гуманитарную помощь, только начинали выплачивать социальные пособия и когда мы проанализировали положение населения в текущий момент и пришли к выводу, что самые социально незащищенные слои - это жители города трудоспособного возраста. Это люди, которые могут работать и зарабатывать, но поскольку экономика разрушена, они вынуждены обращаться за гуманитарной помощью. Тогда мы разработали проект трудовых армий, и вышли с предложением на уровень Республики с просьбой содействия организации общественных работ.
Нового, конечно, мы ничего не придумали. В мировой практике такое уже было. Например, во время Великой депрессии в Америке. Начиналось все с 35 бойцов, которые нам поверили и вышли на работу Мы показали руководству Республики, как работает этот проект, нам дали добро. Вначале люди работали за продовольственные пайки. Позже вышло распоряжение Совмина, где определялась финансовая помощь и трудовая армия стала получать через уже созданный центр занятости заработную плату. В этот процесс было вовлечено порядка 39 предприятий.
Через трудовую армию прошло 700 человек. 350 из них работают на постоянной основе. Почему получилась такая разница в цифрах? Стали открываться предприятия, люди стали уходить из трудовой армии туда, а те, кто остался не востребован, продолжают там трудиться. Работы выполняются самые разные. Это благоустройство, поддержка состояния тех предприятий, которые пока не начали работать, например ЦОФ «Криворожская», также занимались восстановлением учреждений образования, медицины, культуры и так далее. Я достаточно часто встречаюсь с людьми из трудовой армии. Это патриоты нашего города, понимающие, что своими руками они делают город чище, уютней, жители, болеющие за свой город.
- Какова сегодня в городе экономическая обстановка? Как ведется работа по восстановлению производственных предприятий?
- Экономическая структура города Брянки до войны состояла из пятнадцати бюджетообразующих предприятий. Львиную долю из них составляли предприятия угольной промышленности. На сегодняшний день у нас начали работать семь производств. Основной наш флагман и по наполнению бюджета и по созданию рабочих мест - наши угольщики. Поздравляя брянковчан с Днем шахтера, я был горд, что первыми у нас заработали именно угольные предприятия. Это «Интертехнологии», шахта «Вергулевская», а в сентябре запустилась шахта «Ломоватская».
«Интретехнологии» продолжают работать, небольшие проблемы есть на шахте «Вергулевская» - они временно потеряли контракты, но с января начнут работать Они готовы отгружать уголь уже сегодня, но в связи с ожиданием принятия нового налогового кодекса, решили пока приостановить работу. Шахта «Ломоватская» кроме того что дает рабочие места, снабжает население социальным углем. Причем не только в Брянке, но и в Перевальске, частично Стаханове, Кировске, Первомайске. Школы, детские сады, клубы, больницы греются углем с «Ломоватской».
Только на этих трех предприятиях было воссоздано 1,2 тысячи рабочих мест. Пусть хоть один мэр в Украине похвастается теми темпами роста, которые есть у нас. Не забывая, что у нас идет война, много средств тратится на оборону и т.д. Тем не менее, экономика начинает восстанавливаться. Начали работать, пусть пока не на полную мощность, наши машиностроители. Например, «Донпромпоставка». Есть проблемы с платежами, заказами, потому что рынок сбыта еще не отлажен, но предприятие встает на ноги. Заработал завод фильтрующего оборудования.
Когда все производство было парализовано, работники этого завода как трудовая армия приводили его в порядок, чтобы с появлением заказов он мог начать производство. Достаточно серьезное и многопрофильное производство есть в нашей колонии. Там начали работать цеха и по деревообработке, производству тротуарной плитки, сетки Рабица, кузня. Понемногу производственники начинают выпуск продукции и платят деньги в городской бюджет.
- В вашем городе уделялось немало внимания развитию форм работы местного самоуправления.
- О самоуправлении можно будет говорить тогда, когда мы проведем выборы. У нас была попытка проведения выборов, и это было правильно, это был первый шаг по возрождению местного самоуправления. Но по политическим мотивам, связанным с Минскими соглашениями, с позицией Украины, было принято необходимое решение перенести выборы. Самое низшее звено самоуправления - уличные и квартальные, которые непосредственно работают на местах, общаются с нашими жителями. Мы этот институт сохранили. Причем, где-то на треть он обновился, появились новые люди.
До войны мы практиковали ежеквартальные встречи с представителями уличных комитетов, где обменивались информацией и эту практику возродили. У прошедшей на днях встречи была довольно обширная программа с участием участковых, газовиков, водников, коммунальщиков. Обсуждались вопросы по несанкционированным мусорникам, по взаимодействию с участковыми, по проблеме самогоноварения и так далее. Прошел достаточно интересный диалог, который мы намерены продолжать. Можно еще вспомнить о молодежном парламенте, где собрались молодые люди образовательных учреждений, предприятий. Из-за войны он прекратил свою работу, но с весны молодежь решила сама возродить традицию. Совместно с молодежным парламентом мы организовали соревнования по дворовому футболу, греко-римской борьбе, возродили КВН, провели состязания по картингу.
- Одна из важнейших проблем Республики - это перебои с водоснабжением. Как в Брянке решается этот вопрос?
- Проблема водоснабжения стояла очень остро. Мы все прекрасно понимаем, что она создана искусственно Украиной, пытавшейся устроить нам несколько блокад. Первая блокада - экономическая, когда украинская сторона блокировала товарооборот с Республикой, но нам помогла Российская Федерация, постепенно сориентировались предприниматели, и сейчас проблем с продуктами нет. Вторая, когда нам отключали электроэнергию и последний удар - попытка организации водной блокады. Целью было уменьшить подачу воды и пытаться изнутри вызвать недовольство населения.
Первые попытки были еще летом 2014 года. Мы понимали, что мы полностью зависимы от работы ЗФС, находящихся на территории Лисичанска, поэтому еще год назад мы начали разрабатывать программу по альтернативным источникам водоснабжения, осознавая, что теми источниками, которые находятся на территории нашего города, полностью все водные проблемы не закроем, но попытаться локально отсечь какие-то районы и дать туда свою воду стоило. Для этого мы пригласили специалистов по оценке качества воды и связались с проектными институтами, которые могли предложить нам техническое решение по водопользованию. С этой целью 9 сентября был проведен техсовет. Были представители санстанции, «Луганскводы», министерства экологи и т. д. Кроме нас присутствовали представители и других городов.
В результате у нас появился первый небольшой проект по водоснабжению поселка Южная Ломоватка. Поступило предложение использовать воды шахты «Ломоватской». Можно сказать, что нам повезло, потому что вода, добываемая с нерабочего горизонта 240, оказалась хорошего качества плюс недалеко от поселка расположен резервуар и сами сети сохранились в нормальном состоянии. Нужно было просто все это увязать воедино, на уровне Республики доказать, что все это может быть использовано. Я предложил эту схему жителям поселка, они согласились, понимая, что это вода не питьевая, нуждающаяся в кипячении.
По большому счету уже 23 года «Лугансквода» поставляет нам такую воду, которую без кипячения никто не подумает пить. Мы проработали над проектом полтора-два месяца, были некоторые технические сложности, но, тем не менее, мы дали воду на поселок. По такому же пути мы пошли в поселке Анненка, и буквально неделю назад туда пошла вода. Третий этап, который мы собираемся завершить в этом году, - наладить водоснабжение поселка Сабовка.
Эти три населенных пункта было трудно напоить водой даже тогда, когда ЗФС работала нормально. По самой Брянке, начиная с ноября, возникли серьезные проблемы. Центральные жилые массивы остались без воды. Но в конце прошлой недели мы уже получили первую воду, которая идет уже не из Лисичанска, а из Славяносербска. Нужен еще какой-то период, чтобы сбалансировать систему, возможно, будет график подачи воды, но, по крайней мере, двухмесячных перерывов уже не будет. Мы опять смогли достойно выйти из ситуации.
- Как бы вы подвели итоги уходящего года?
- Год был очень непростой, но нам удалось создать все институты, связанные с государственным строительством. Начиная от институтов, работающих в области социальной политики - Пенсионный фонд, управление труда и соцзащиты и заканчивая такими учреждениями как суд, прокуратура, полиция.
За год такого колоссального опыта государственного строительства и управления городом, пожалуй, еще никто не приобретал. Все службы города зарекомендовали себя очень достойно. У нас есть опыт и желание решать текущие проблемы, и мы будем их решать и в будущем году.