ПРОБЛЕМА СИММЕТРИИ
Симметрия проходит через всю историю искусства от древности до нашего времени и, как пластическая проблема, существовала до нас и, вероятнее всего, будет существовать после нас.
Нельзя сказать, что это какая-то ось, вокруг которой вращается искусство, но существует некая линия возвращений и исчезновений проблемы симметрии и это легко доказать.
Хорошо известны опыты Леонардо да Винчи с симметрией и зеркальными отражениями и есть довольно убедительная теория о гипотетически существующих зашифрованных - через зеркало - изображениях у Леонардо. Теория таких скрытых изображений возникла вокруг знаменитой тайнописи, в которой Леонардо использовал зеркало, и, вполне возможно, неверна, но некоторые зеркальные отражения картин Леонардо приводят к удивительным результатам. Каждый может самостоятельно поэкспериментировать и убедиться в этом.
Конечно, история вопроса симметрии и отражений куда как древнее Леонардо и, по крайней мере, берет начало в истоках орнамента, то есть в неолите или раньше. Древний человек видел симметрию повсюду вокруг себя: в растениях и животных, в соплеменниках, в орудиях труда и тему эту обойти не мог.
Наверное, можно сказать, что симметрия была основополагающим принципом в архитектуре со времен шумеров и до новейшего времени, а перестала доминировать только в модернизме. То есть симметрию можно назвать отличительной чертой классического подхода в архитектуре, её узнаваемым элементом, а современные опыты с симметрией можно связать с неоклассицизмом.
ЖИВОЕ - СИММЕТРИЧНО
Все живое симметрично. Разве это не странно? От простейших, растительного мира или насекомых и до человека - мы находим симметрию повсюду. То есть симметрию можно рассматривать как некий признак, оживляющий неживое и как нечто, заставляющее искать жизнь даже там, где ее нет, например, в каменных или деревянных изваяниях. Естественно, этот оживляющий эффект широко использовался различными культами.
Здесь интересно, что эта оживляющая симметрия именно симметрия формы, а не содержания. Человек симметричен снаружи, то есть по форме, а внутри асимметричен - у человека асимметричный мозг, одно сердце, с одной стороны, одна печень, и пр. Да, симметрия присутствует и внутри, но в целом, внутренне, она нарушена, тогда как внешне, то есть формально, - строго соблюдена.
Существуют и нюансы: человеческий глаз, в оценке, к примеру, антропных скульптурных изображений, отталкивает не только явная асимметрия, когда один глаз (нога, ухо, рука) сильно больше другого, но и идеальная геометрическая симметрия воспринимается глазом, как дискомфорт. Это легко проверить, если взять любое скульптурное изображение - римский портрет, к примеру, или африканскую маску - разрезать их по оси и отразить одну из половин на себя. На полученное, геометрически симметричное изображение, где освещение более не вносит асимметрии, будет тяжело смотреть. С другой стороны, если рядом поставить отраженную на себя вторую половину - все уравновешивается и зрительного дискомфорта не происходит. Это довольно интересный эффект. То есть глаз сам объединяет дискомфортные изображения в одно комфортное целое, если он воспринимает дискомфортное, геометрически симметричное, не по отдельности, а стереоскопически и комплексно, в диптихе.
ТРИПТИХ В ДИПТИХЕ
Существует изображение Иисуса, приписываемое Леонардо да Винчи, так вот, если это изображение разрезать по оси, а затем каждую половину отразить на себя, мы получим триптих с тремя похожими, но, одновременно, совершенно разными образами: один - исходный образ, второй - из отраженных левых половин и третий - из отраженных правых половин.
Странным образом, изображения будут составлять триединство, будучи одним и, одновременно, разными образами. Притом, что исходное изображение можно, без ущерба для информации, изъять, ибо оно легко составляется из правой половины правого изображения и левой половины левого. Таким образом, два изображения становятся достаточными, с точки зрения триединого образа, и заменяют три изображения, а диптих содержит в себе, как одиночный исходный образ, так и триптих.
Здесь интересно, может ли человеческий глаз считывать информацию с двух изображений, полученных через отражения и симметрию, самостоятельно и подсознательно, без дополнительных разъяснений, то есть формировать три образа из двух и составлять скрытый образ из двух явных. Если да, то на многие известные артефакты искусства можно взглянуть по другому, поняв, например, почему одни образы запоминаются лучше и производят более сильное впечатление, чем другие.
ЛЕВОЕ И ПРАВОЕ
Фундаментальным открытием, имеющим отношение к восприятию, оказалась асимметрия полушарий мозга, где левое полушарие отвечает за логику, рациональное и способность прогнозировать, а правое отвечает за образы, интуицию и целостное восприятие многообразия жизни. Грубо говоря, левое - отвечает за однозначные контексты и прямолинейные нарративы, а правое - за многозначные контексты и синтетические образы.
Вполне вероятно, что, разделяя артефакт на отраженные по оси части, можно создать сложную, комбинированную задачу для восприятия образа, предоставляя левому полушарию анализировать части, а правому объединять разделенное в синтетическое единство.
Вероятно, именно такая синтетическая задача стояла при восприятии алтарей и иконостасов.
Интересно, что канонический католический алтарь, к примеру, будучи закрытым, работал как диптих, а в раскрытом состоянии превращался в триптих. Многообразные и сложные нарративы и образы на створках, вполне вероятно, как раз и формулировали задачу разделения и анализа частей для левой доли мозга и объединения и синтеза для правой, создавая, в итоге, необходимый для обостренного восприятия резонанс.
ОПРАВДАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ
Современность принесла с собой необычайно стремительное и небывалое развитие технологий, и пред искусством особенно остро встал вопрос о приятии или неприятии технологий в производстве артефактов. Пока, общественное и профессиональное мнение на этот счет весьма консервативно и любое вторжение технологий в процесс творчества воспринимается как разрушение основ.
Такая реакция на перемены далеко не нова и неоднократно повторялась на всем протяжении истории искусства и, поэтому, уже сейчас, можно сделать прогноз, чем же закончится этот спор старого и нового. Закончится он так же как всегда - победой нового над старым и искусство станет более технологичным.
Одна из задач этой серии - преодолеть внутреннее сопротивление технологиям, без которых нельзя обойтись при создании геометрически симметричных изображений.
То, что воспринимается сегодня, как недостаток, таким образом, превращается в достоинство, в перспективе.
Впрочем, каждый может оставаться при своей точке зрения. Вряд ли можно быстро изменить восприятие и привычки, какими бы быстрыми ни были технологические изменения.
РОЖДЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Любой артефакт, будучи разделенным по оси на две части, которые затем отражаются на себя, обретает дополнительное измерение во времени. Это происходит, потому что каждая из частей несет в себе узнаваемые признаки целого и превращается в объект, совершивший некую эволюцию, то есть глаз видит один и тот же объект, который совершил метаморфозу.
Сами собой, из разделения на правое и левое, возникают два состояния и придается новое измерение, существовавшему ранее только в пространстве, объекту. Это новое измерение - время.
Природа времени до сих пор не понята и вопрос этот необычайно интересен. В этих изделиях время возникает в момент разделения и последующего синтеза.
В общем, все эти соображения будет не лишним знать для полноценного восприятия этой серии.
Если из всего сказанного выбрать самое ценное и важное, то появление и проявление времени, материализация времени из симметричных делений и отражений, выглядит интересней остального. Но ведь время эмпирически легко осмысляется через два состояния - прошлое и настоящее - или как промежуток между «до» и «после», или «before and after».
Александр Луфер, СПб, 05.11.2013
настроение:
слушаю: