Почитал «Дневник биеннале» в трех частях (
1,
2,
3) и утвердился в мнении, что «выставка достижений» сельского хозяйства окончательно и бесповоротно трансформировалось из «главного события художественной» в « главное событие кураторской» жизни.
То есть Венецианское биеннале, это, безусловно, важное мировое событие, НО теперь уже исключительно для кураторов.
Начинающий, но перспективный, куратор Парщиков, описывает биеннале как бы отстраненно от своей профессии, с точки зрения как бы зрителя-тусовщика «в теме», и эту стилистику ему удается очень достоверно выдерживать, но сыграть убедительно на все 100% все же не получается.
Перед каждым биеннале в Венеции возникает некое раздвоенное состояние «ожидания» и «отсутствия ожиданий».
С одной стороны, понятно, что выход из тупика, в который себя загоняет «институт кураторов», найден не будет - это примерно как надежда, что вот сейчас военные договорятся и найдут путь разоружиться.
С другой стороны, существует надежда, а вдруг, случайным образом и по недосмотру «устроителей банкета», объявится некий Квизац Хадерах, из числа художников, который докажет, что талант (а может даже и гениальность:) еще имеют шансы выжить в этом странном мире антиутопии, который называется «совриск».
Рассматривать Венецианское биеннале следует, исключительно, как соревнование и смотр «кураторского искусства» и, видимо, придется все бросить и проанализировать этот феномен более тщательно, возможно на пенсии :)
С точки зрения «олимпиады кураторов» в этой Венеции, по сравнению с прошлой (провальной и позорной), у России есть несомненный успех и это радует.
Гройс в очередной раз продемонстрировал, что он куратор «намбо ван», притом, не только в России, но, похоже, и в мире, и это, скорее всего, сильно повредит его карьере, так как, вне всяких сомнений, «крутых кураторов» (как и художников) из России (как и из Китая, Индии, Бразилии и т.п.) в лижайшие 50-100 лет «политбюро официальной линии» не допустит.
Как бы с Гройсом не случилось «Горе от ума» на глобальной арт-сцене. Скромнее надо быть, и выставки делать в уровень положению представляемой страны в иерархии.
»Казус российского павильона 2011» демонстрирует, что несмотря на «вовлеченность в процесс» и реальный опыт, Гройс так и остался идеалистом и романтиком, физиком-лириком.
Думаю, реакция сильных арт-мира не заставит себя долго ждать, хотя может и пронесет, хотя вряд ли :) .
Опять же думаю, что по настоящему Гройса мало волнует реакция, и потом, он вполне может представить через пару биенналей, скажем, Америку и все у него будет в шоколаде.
В целом, не покидает ощущение, что пора «осознания» наступает и очень скоро любой художник принявший участие в Венецианском биеннале автоматически будет нерукопожатным или же все же случиться этот самый Бум-Хадерах, который все изменит. Ну просто не может быть иначе. Это противоестественно!
Притом, речь вовсе не о России, тут, как раз, всегда найдутся, и фанатично «верующие» и циничные «карьеристы» на поучаствовать.
И тем не менее, хотя и все понятно с ЭТЕМ биеннале и в ЭТЕМ разе, НО - уже начинаю ждать биеннале 2013-го.
Вполне возможно, что не все так плохо. А вдруг! :)
Links:
1 2 3 настроение:
слушаю: