«А ДАВАЙТЕ ПОСТРОИМ КАМЕНЬ!» или ЯЙЦА СУДЬБЫ

Sep 11, 2010 15:08



Vicente Guallart
The geometry of nature, 2002,

Этот пост - продолжение постов про «Cartoonism» 1 и 2.
    Уже говорил, что «картунизм» - это новый большой стиль. Он глобален. К примеру, в архитектуре он имеет давнюю и прочную основу. Архитектурный картунизм формировался не в один момент, а вырастал постепенно и органично, как всякий большой стиль, из достижений прошлого. НО сегодня оформился в самостоятельное и новое понимание «атмосферы духовности эпохи через форму».
Приведу три условные группы построек в «картунизме»: <вульгарную>, <респектабельную> и <проектную>. Условные, потому что все эти три группы - с точки зрения умирающей минималистической (функционалистской) парадигмы - одновременно, вульгарны, респектабельны и проектны. Такой вот парадокс... однако, есть маленькие отличия. Разъясним по ходу.





0



1



2



3



4



5



6



8



9



10



11



12



14



15



16



17



18



19



20



21

«Вульгарный» картунизм в архитектуре - это «говорящая архитектура» в изначальном (Дом молочника Леке - коровник в виде коровы) формальном понимании: «Реальный дом Симпсонов», «Дом Башмак», «Дом Рояль и Скрипка», «Кривой дом», «Перевернутый Дом» и.т.п. осуществленный кустарно или без должного технологического и финансового размаха.
    «Говорящая архитектура» это, в той или иной степени, признак любого архитектурного картунизма, просто небоскреб, построенный в виде иероглифа «РЕН», или буквы «L», или «апельсина», или «полумесяца» вульгарным картунизмом не считается и приводит к потоку одобрительных статей серьезных архитектурных критиков, а не только «людей из публики».
То есть системный сдвиг в мышлении архитектурного сообщества произошел вполне отчетливо и его не только можно, НО и нужно фиксировать и осмыслять.



Ieoh Ming Pei, Louvre Pyramid, (1985-1989)



Fariborz Sahba. The Baha'i House of Worship (Lotus Temple) in Delhi, India, completed in 1986



Frank O. Gehry, Gehry Partners, LLP 1999-2002 Peter B. Lewis Building



Jeanne Gang, Aqua Tower, 2006-2010



Norman Foster, Khan Shatyr Entertainment Centre, Astana, Kazakhstan, 2006-2010.



Santiago Calatrava, Palacio des Artes (Valencia)



Daniel Libeskind, Denver



Massimiliano & Doriana Fuksas, 18 September Plein



Frank Gehry, Lou Ruvo Center



Herzog & de Meuron, A green Bird's Nest National Stadium



Unsangdong Architects, Kring Kumho Culture Complex



SHIP, Katsuhiro Miyamoto & Associates



Cumulus, J. MAYER H.



Minoru Yamasaki, Education City Convention Centre, Qatar



Capital Gate ( Render) - Abu Dhabi, United Arab Emirates (RMJM)



GRAU.ZERO, SGLight House, Santo Tirso, Porto, Portugal.



SODAE-House Structure by VMX Architects



McBride Charles Ryan, Klein Bottle house.



Thom Mayne, Cooper Union for the Advancement of Science and Art



Thom Mayne's Diamond Ranch High School



Thom Mayne, Cooper Union for the Advancement of Science and Art



Daniel Liebeskind's Denver Museum of Contemporary Art.



UN Studio, Mercedes-Benz Museum, Stuttgart, Germany



Videgard Arkitekter, Swedish Museum of Modern Art in Malmo



Toyo Ito, Relaxation Park, Torrevieja, Espana



Kazuyo Sejima & Ryue Nishizawa (SANAA), The New Museum of Contemporary Art, New York



Adam Wojtalik, The New Bouwkunde



Renzo Piano Building Workshop, Auditorium Parco della Musica, Rome.



Denis Laming. Le futuroscope, Poitiers



Denis Laming. Le futuroscope, Poitiers



Denis Laming. Le futuroscope, Poitiers (BIG)



Denis Laming. Le futuroscope, Poitiers



(атрибутпровать)

«Респектабельный картунизм», он же картунизм стартекторов (мировых звезд архитектуры) именно респектабельный и именно картунизм, точно такой же бессмысленный, с точки зрения старой парадигмы - минимализма-функционализма - как и вульгарный. Доказать это легко на примере генезиса связи конструкции и функции с фасадом.
    Если например здесь (огурец) связь с конструкцией той же «Башни Шухова» как бы декларируется, то здесь (гнездо) она уже просто является имитацией конструкции ( link). И точно такой же имитацией, как в гнезде может быть и в огурце. Желание (при возможности:) вспомнить про конструктивную основу архитектурной формы это атавизм, доставшийся от архитекторов прошлого, наподобие масленицы. То есть действие утратившее первоначальный смысл. Притом, и в том, и в другом случае, окружающая застройка и генплан никакого значения не имеют. И огурец и гнездо и все произведения архитектурного картунизма - «здания мемы», как бы пришедшие из фантазии мультипликатора, которые легко можно переносить в любую местность и климатические условия и они ничего не означают.
Создается независимый знак - никаких смыслов, кроме себя, не несущий - и утверждающий «ничего» То есть это «форма ради формы»
    Форма, которая просто хочет «быть». Быть без всякого смысла и ради самой себя.
И, что очень важно, эта форма больше не стесняется громко заявлять, что она про форму или, с точки зрения смысла, про «ничего».



Hofman Dujardin, Chair, Cape-Town



Hofman Dujardin, Chair, Cape-Town.



Regatta, Atkins Group Corporation, Jakarta.



TED Building BIG Architects



Michael Rosenthal Associates, The Egg



David Fischer designed the Dynamic Tower Skyscraper.



Daniel Libeskind, The Crystalline, Creative Media Centre Hong Kong.



Santiago Calatrava, Chicago Spire.



China Central Television’s (CCTV) Tower Beijing



Foreign Office Architects (FOA) Проект музея современных искусств MOCA в Кливленде.



Twisting Tower, Weilun Xu & Chenyi Zhang



Njiric+Arhitekti, Blue Volcano stadium.



James Law, Cybertecture Egg.



Pratiba Group green commercial building, Bandra-Kurla Complex.



James Law's Cybertecture Egg, also at BKC.



J. MAYER H. Architects, Sonnehof Jena.



Delve into Rome’s, OFL.



Pixel Cloud Skyscraper, Singapore, Expo 2012



Vicente Guallart, Barcelona.



Vincent Guallart, Wroclaw’s bid to host Expo 2012.



Arup Sport & Reid Fenwick Associates, Nou Mestalla, Valencia.



Jean Nouvel, National Museum of Qatar.



Julien de Smedt & Louis Paillard, Iceberg.



Fake Hills (China). MAD Architecture.



Bjarke Ingels Group, Walter Towers, Prague



Henning Larsen Architects wins Georgian Aquarium.



Thom Mayne.



Chimera design company, Skyscrapers for the Future, London.



James Law, Planet Earth, Dubai



The Zhuhai Opera House by SPF architects.



Orlando De Urrutia, Water Building Resort, Dubai.



Hotel Crescent



Palm-tower



Tower (атрибутировать)



Latest-Unique-Architecture-Building.



promenade



Revolving Tower in Dubai.



The Apeiron Hotel-the-apeiron-hotel-dubai-sybarite-architects



Dubai Towers.



U.K. Pavilion, Shanghai World Expo.



Death Star Lunar Hotel Complex.



"Egg" in Mumbai



Mobile chinatown.



Crescent Moon Tower

    Картунизм обязан быть респектабельным. Мем (такой как дом-ботинок), будучи сделан кустарно и без материального блеска, жалок и смешон. Форма, доминирующая над смыслом, не терпит дилетантизма и «кривых рук». Это требование качества - важнейшее отличие нового подхода от прошлого, где достаточно было быть просто «умным текстом» и где отношение к форме было пренебрежительным.
    Если построен небоскреб в виде башмака - это произведение картунизма.
    Так же в скульптуре - балун-дог или детская игрушка не становятся картунизмом, если не отлиты в бронзе (граните:), с размахом и применением технологий и не выставлены в известном музее/галерее/аукционе.
    Поэтому-то наиболее ярко картунизм реализуется в затратных архитектуре и скульптуре.
Можно сказать: - зачем придумывать новый термин, если уже есть куча терминов «деконструктивизм», «знаковая архитектура», «имиджевая архитектура» и.т.д.?
    Дело в том, что «картунизм» в архитектуре объединяет сразу несколько направлений последних двадцати или тридцати лет на основе общего понимания роли формы в проектировании зданий и на основе новых технологических достижений, а также обвальном разрушении старых смыслов, принципов и самого содержания архитектурного творчества и старой парадигмы в целом. Всего того, что было сформулировано архитекторами авангарда и модернизма в XX веке.
Наверное, из этого поста любой архитектор/дизайнер уловит методологическую и концептуальную разницу со старой архитектурой и признаки, по которым можно уверенно говорить о «новом большом стиле», а многие и раньше понимали, что происходят серьезные перемены.
Не архитекторов же - мало волнуют принципиальные отличия и нюансы концепций - «лишь бы красиво было».
    Забавно, что картунизм в скульптуре или изобразительном искусстве, у большинства реципиентов, пока еще, вызывает отторжение и даже негодование, а вот в архитектуре подавляющему большинству потребителей, профессионалов и заказчиков он нравится. Местами, даже слышны бурные восторги и длительные овации.
Мечты осуществились. Будущее - которого все так ждали и о котором так долго говорили модернисты - наступило.
    Важно понять, что эта смена подходов, смена взаимоотношений Формы и Смысла не модная блажь, а важнейшее событие, которое повлияет на абсолютно все сферы, пластических искусств, по крайней мере, а скорее всего и выйдет далеко за пределы пластических искусств и будет определять лицо всей человеческой цивилизации на долгие годы, возможно на столетия. Форма стала электронной и, таким образом, освободилась от каких-бы то ни было ограничений, в том числе и от ограничений накладываемых человеческим разумом. Она теперь может как угодно синтезироваться из любых числовых рядов, а затем материализоваться машинами в любом материале без участия человека...
Это надолго и всерьез, с чем всех и поздравляю:)

Links: 1     2     3     4     5    6    7    8    9
настроение:
    слушаю:
            
          

/photographic /, *architecture*, =cartoonism=, "art polemic"

Previous post Next post
Up