На этой неделе (4 марта) Католическая Церковь праздновала память св.Казимира. Во френдленте увидел много постов про него (пан Войша Милавид даже сделал удобную подборку ссылок
http://nicolaev.livejournal.com/1071831.html
, но самому написать совершенно не было времени, хотя св.Казимир является одним из моих покровителей. По-русски можно прочитать здесь:
http://www.catholic.by/port/ru/holy/http://gerb.brestobl.com/ruzany11.htmlя же напишу о личном отношении к этому святому и отмечу ряд важных моментов.
1. "Из наших, ( восточных) из славян" Официально св.Казимир является покровителем современной Литвы, а в Беларуси только Гродненской диоцезии. Но, как известно, тогдашняя Литва была государством с доминирующим восточнославянским элементом в языке, культуре и т.д. Например, надпись на надгробии отца святого Казимира, достойного короля Казимира IV (в Кракове) представляет собой никакое не польское "пшикание" и тем более не литовский язык с чудными диакритическими знаками, а совершенно понятную хоть минчанину, хоть москвичу "рускую мову" (старобеларуский язык)Несомненно, ей пользовался и сам королевич, хотя ему пришлось несколько лет прожить наместником отца в Польше, в то время как Казимир IV решал дела литовские (тогда была личная уния Польши и Литвы в лице короля)
2.Благословение святых осеняет их родную землю.
По-видимому, стране очень важно иметь святого короля, королевича, князя и т.п. Это имеет как практический, осязаемый смысл (справедливое правление, законы, пример для поданных и особенно для приемников), так и мистический, это связи, которые мы до конца не понимаем на земле. В династии Романовых так и не появилось святого царя. Злосчастный Николай II все-таки канонизирован, но даже РПЦ подчеркивает, что не за всю жизнь, а последние месяцы, когда он уже не был царем.
Короткая жизнь св. Казимира вводит Великое Княжество Литовское в Золотой век, который заканчивается только на рубеже 17 в. : крупные победы над татарами и экспансией московских князей, Скорина, Гусовский, Сапега, Статут (первая европейская конституция) - перечислять можно долго.
3. Он не родился "с крыльями", но стал святым. Хотя воспитатель королевича Длугош отмечает, что тот с детства любил молиться и избегать плохих поступков, однако не был свободен от недостатков: был упрямым, самовольным, "нескорым на послушание". Однако усердная работа над собой привела в скором времени к развитию сильной воли и героической добродетели.
4. Мистик, но не оторванный от жизни. Среди изображений св.Казимира встречаются этакие чересчур благостные, почти женоподобные. Но не следует представлять, что он только молился."Не от мира сего" он был лишь в смысле непричастности к злу мира. Со своими способностями он мог бы стать одним из величайших монархов в истории. Он превосходно справлялся со своими обязанностями наместника отца в Польше, удалял от двора нечестивых людей, твердой рукой карал преступников.
5. Безбрачный, но мирянин. Св.Казимир молился по ночам, дал обет безбрачия, кому-то кажется, что место такому человеку только в монастыре. Однако св.Казимир дал прекрасный пример именно для мирян. Пример христианина, который не хочет жить "как все". Именно об этом говорил в архиепископ Кондрусевич в проповеди на Торжество Всех Святых 1993 года, когда я услышал впервые об этом святом. Ведь в любом обществе, в любое время христианам приходится делать свой выбор, который порой не совпадает с выбором большинства. Св. Казимир жил при дворе, где было столько соблазнов, дурных примеров.
Вильнюский кардинал Бачкис сказал: "«Святость - единственный путь противостояния давлению секуляризованного мира», - подчеркнул он, напомнив, что «сегодня нам необходимо мужество, чтобы быть христианами. Казимир - святой мужественных людей».