Документальное саднит

Feb 17, 2012 01:58


Сегодня я следовала японскому рецепту долголетия -  раз в неделю ничего не делать.  Не делать того, что надо. Делала, что хочу. Посмотрела два фильма документальных. И оба - очень молодого и очень красивого режиссёра  Вл.Головнёва (его же и «Занавес», о котором уже писала). И фильмы у него - очень. Первый - «Не от мира сего». Деревенские (и не только) никак не вырвутся из паутины. Паук - в начале фильма, он же - в конце. Нищенская обстановка, чтение религиозных (вовсе не православных) книг, христианская  молитва, начертанная на русской печи, тающая сосулька, крик петуха, мычание коровы, поваленный забор. Лица, улыбающиеся лица поющих кришнаитские песни людей, лай собак, звуки колокольчиков (вновь не русских). Русские иконы, батюшки, лица тех же людей, что пребывали в неге нирванской на иной, теперь уже христианской службе. Правда здесь они и скупые, и измученные. Сергей, герой фильма, убогий умом, в первом случае приплясывает и смеётся, во втором уныло-сосредоточен. Не знают - куда идут, не знают - что ищут. Валентин, второй герой ленты - книгочей. И читает он духовную литературу, не разбираясь в религиях, ведь Бог един. Он обезножел. И в снежной лунной ночи воет. Совсем как не человек. Пронзителен финал - Валентин плачет, горько и долго. Преодолевая стынь немощи, веруя, с льющимися слезами, он смотрит вверх, на фото и книгу «Я - гармония»… Таков разговор обречённых с собой. Продолжаю думать.
   Второй фильм «Игра». Режиссёр из отснятых 50-ти часов взял материала на 26 минут. Это жанр реального документального кино. Нет ни сюжета, ни придуманной истории. Камера подглядывает за фанатами хоккейного клуба «Авангард». Фанаты - это вежливый кондуктор, боевой мелкий торговец из палатки, кладовшик, слепая девочка и её мама. Игра, фанатство - это иллюзия другой жизни: яркой, настоящей, придуманной. На матчах мы неоднократно видим, как большой мужчина молится, целует крестик - за победу. Лица, выхваченные камерой, во время матча говорят куда больше, чем эти же лица - во время беззлобно-ленивой драки после проигрыша любимой команды. Лица на стадионе разные - яростные, весёлые, азартные, отрешённые. Но ведь и ступор - эмоция. Я ничего не понимаю в фанатизме. Но мне кажется, что он произрастает от скучной работы, от разобщённости. "Фанатея", они становятся командой. Здесь они единомышленники. Фанаты - когда вместе - и капралы, и генералы. Да что там - генералиссимусы. Однако, кумиры, проходят в автобус мимо фанатов, не останавливаясь. Такое документальное кино сильнее художественного!

Головнёв "Игра", "Не от мира сего", документальное кино

Previous post Next post
Up