Проигрыш?

May 31, 2011 20:31


Летняя пора замечательна ещё и подведением итогов: идут защиты выпускных квалификационных работ. Так хочется праздника мысли у закончивших курс! Увы, похвастаться пока нечем. Вспомнилось давно прочитанное про Михаила Юрьевича Лермонтова (С.А.Андреев-Кривич  Всеведенье поэта. М., 1979).Лермонтов отвечал в университете профессору  Победоносцеву (изящная словесность).

-Я вам этого не читал; я желал бы, чтобы вы мне отвечали, что я проходил. Откуда вы могли почерпнуть эти знания?

-Это правда, господин профессор. Того, что я сейчас говорил, вы нам не читали и не могли передавать, потому что это слишком ново и до вас еще не дошло. Я пользуюсь источниками из своей собственной библиотеки, снабженной всем современным.

У Л.Я.Гинзбург есть такая мысль: «Преподавание - это сочетание неприятного с бесполезным». Никогда раньше не соглашалась. А после унылых или четко отрежиссированных, но пустых от собственных раздумий защит, призадумалась. Чтобы мысль изобреталась, надо читать, надо иметь собеседников, надо… Много чего надо. При  Низами, чтобы стать поэтом, нужно было знать на память 40 000 строк классиков и 20 000 строк современников. Оказывается, еще требовалось знать наизусть 10 000 строк и забыть их. Чтобы они порождали подтекст. Сегодня таких «жертв» не требуется. Нет и подтекста.

обучение, думание мира, педагогическое, образование

Previous post Next post
Up