Интеллект и культура

Apr 20, 2011 02:12


Каких только праздников мы не празднуем! День следователя и день дурака, день красного креста, день весны и труда…  В одной социальной сети была целая дискуссия на форуме - надо ли отмечать Новый год. Кто-то безумно любит 8 марта и сознательно отвергает празднование «непонятно чего» 4 ноября, сожалея об утрате «дня 7 ноября, красного дня календаря». Культуролог М.Н.Эпштейн с 1998 года  пропагандирует празднование Дня интеллектуала 21 апреля, объясняя и другое его название - день альтернативного сознания, поскольку этот день расположился между  днями рождениями Гитлера и Ленина. Вопрошание будит мысль. «В примитивных обществах человеку не надо думать, все продумано заранее». В таком случае сознание человека становится  заблокированным  для познания. Здесь ты - гвоздик, крупинка соли- часть общего целого. А раз так - и ведешь себя - как все: удобно, спокойно, уныло. Общее мнение рождает общие представления. А высунешься - заплюют, не поймут, недобро удивятся. Бунт осуждаем. Рут Бенедикт в конце 40-х XX столетия написала знаменитую книгу "Хризантема и меч". В ней японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. С тех пор появился термин «культура стыда». Позже появляется личностная  «культура вины». Человек делает открытие, что отдельная личность - мир. Большой, щедрый, уникальный и удивительный. Личность становится ответственной - пред людьми, перед собой. Личности задают вектор движения общества, поднимая планку сознания всё выше. Культура стыда вступает в конфликт с культурой  вины. К чему бунтарствовать, ведь единство мнений так прекрасно! Зачем путешествовать, открывать для себя новые страны? Путешествие в хорошие книги - тоже табу. Князь Мышкин - не из стаи. И Анна Каренина не стала жить по общему "приличному" замужней женщине закону. Разве они  - не основатели  культуры вины? Но как лёгок путь обратно -  из культуры вины в культуру стыда, Так же труден он в обратном направлении. Но есть еще и «культура радости», когда из среды выделяются творцы. Именно тогда мысль начинает формировать действительность. Те, кто «рождал» своё размышление, знает чувство радости от этого процесса. Никакие деньги не дают подобного душевного состояния. Того, у кого работа превращается в хобби, уже не интересует продолжительность рабочего дня - нет усталости, труд - счастье, самоудовлетворение. Такому странна позиция:

А если что не так - не наше дело:

Как говорится, родина велела!

Как славно быть ни в чем не виноватым,

Совсем простым солдатом, солдатом. (Б. Ш. Окуджава)

Человек  культуры радости воспитывает  свою жизнь, постоянно совершенствуется и пытается совершенствовать среду. М.Н.Эпштейн, пропагандируя праздник интеллектуала, ставит перед каждым думающим разные вопросы  - есть ли разница между интеллигентом и интеллектуалом? Являются ли интеллектуалы обслугой тех, кто думать не умеет или они - «властители дум»? В чем радость альтернативного сознания? Можно ли интеллектуалом стать?  Года два назад идеолог Дня интеллектуала предложил чудесный девиз: Будьте гениальными! Чуть-чуть. Невзначай. Не так, как гении всех времен и народов. Practice random geniality! Сам Эпштейн способствует увеличению интеллектуалов на планете, он неустанно делится с теми, кто его хочет услышать размышлениями по разным отраслям знания (культурология, лингвистика, философия, филология), он учит приходить к интеллектуальному через импровизации, мозговые штурмы, интеллектуальные конкурсы, предлагает творить новые слова и мысли, показывая  как это может быть сделано.  Эпштейн дарит свой интеллект всем. Приведу несколько мыслей  М.Эпштейна: «Власть нуждается в мысли, по крайней мере, инструментально, чтобы промывать мозги населению. А нуждается ли мысль во власти? Гораздо менее. Мысль - это сама по себе такая власть, которая не снилась начальникам и правителям. Мысль - это такое наслаждение, которое и не снилось сластолюбцам. Лучшие люди всех веков не предавались бы мысли, если бы не находили в ней источник наслаждения. Воля к мысли, воля к языку как орудию мысли - выше, чем воля к власти … Интеллектуал - это, как и интеллигент, не профессия, а призвание, образ мысли и даже образ жизни. …Интеллект, а не физический труд - главная производительная сила во все времена…  С праздником вас, «творяне» ценностей! Будем вечно стремиться к инаковости - альтернативности: «инакочувствию, инакоречию, инакодействию».

М.Н.Эпштейн, интеллект, культура, праздник

Previous post Next post
Up