Как это и бывает - чтение одной книги (в данном случае - «Не отпускай меня» К. Исигуро) наводит оптику на другую (Ле Гуин Урсула «Те, кто уходит из Омеласа»).
Книги - реки: часто плывешь в лодочке по течению. Но люблю я другие. В самом начале чтения текста Исигуро вёсла лодки-чтения работали не очень дружно. На полях книги появлялись пометы: «как это странно… необычно-непривычно»… Догадок хватало. Я зависела от разной степени высоты волн и (не)попутного ветра. Когда картина стала складываться, появились другие пометы: да как такое возможно?
Исигуро сумел ШЕПОТОМ рассказать о вероятном завтра. Автор задает - очень тонко, очень тихо - сложные вопросы: имеет ли право человек на чужую жизнь? Умеем ли мы сочувствовать? Человечен ли человек? И кто здесь человек, и кто - материал для медицины, клон, объект из пробирки? Оправданно ли существование общества, в котором есть усложненные отношения «свой-чужой» («дворняжки и принцы»)?
Конечно, сюжетов - 36, и с подобным мы знакомы по слезе ребенка из «Карамазовых». Однако, исигуровский прибавляет, надстраивает новые мысли. Например: способны ли «клоны, недочеловеки» на душевные бури, нежность, такт, признание ошибок, принятие чужой исповеди… Меня поразила еще одна догадка: автор ведь говорит нам о том, что сегодня копии - это норма. Переписанная и повторенная кассета и - клоны - копии людей. Копирование - норма, а индивидуальность - ценность высочайшего уровня. Недаром в Хейлшлеме каждый стремится к обретению единственной в своем роде вещи, «себя самого», в то время как «клонирование» чего бы то ни было вызывает осуждение.
Очень красивое название книги - отсылка к кассете из детства Кэти. И так много связано с нею! Скажем, танец с подушкой под музыку Джуди Бриджуотер, который видит Мадам. Или тончайшее проявление чувств Томми - в поиске копии кассеты для Кэти… Проблема «множественности», двойничества (привет, моя дипломная по двойничеству в творчестве Блока!) глубока и в итоге переходит в тему клонирования, которая раскрывается Исигуро не только в сюжете, но и в языковом и образном планах. Заставивший трепетать мое сердце эпизод с кассетой, который повторился в финале романа, дает способ решения проблемы. Среди множественности вещей имеют смысл те вещи, которые значимы для одного, конкретного человека, причем - по-своему. Уникальность - качество не абсолютное. Когда мы ищем плюсы в разнообразии, непохожести, следует, скорее всего надо пытаться создать возможности для взаимопонимания.
Интересна и мысль расширения-сужения мира. По мере взросления Кэти мы видим, как ее пространство расширяется - вначале - Хейлшем, затем - Коттеджи, госпитали, собственный автомобиль с полной свободой передвижения. А вернуться тянет в Хейлшем. Дивное высказывание о том, что судьба связана с расширением мира, а рядом всегда - желание сузить его «обратно», т.е. избежать горестей и потерь. В финале романа - пустынная земля, «край потерь», и мало что найдено в мире… Каждый приходит в место, которое символизирует обреченность.(?)
Исигуро - педагог знает цену воспитанию. Навязанно-привитые ожидания от жизни приводят к безбунтарству. А ведь я жду, очень жду бунта, отрицания своего положения героями. Исигуро же использует прием «обман ожиданий», все глубже погружая меня в сопереживание (образы коробки с «сокровищами», рекламного проспекта, кассеты). Автор тонко подводит меня к мысли, что брошенные семена взойдут. Нет, не напрасно в Хейшлеме развивали «особенных людей», хотя знали об их обреченности. Исигуро говорит о том, что если с человеком, клоном заниматься, то идет развитие, происходят изменения.
По-моему Исигуро прекрасен и тем, что не предлагает событийный финал. Вместо него - финал философский: героиня принимает этот мир как он есть и себя в нем.
Роман - о непреходящих человеческих ценностях. О верности себе, о готовности жертвовать собой ради других, об умении ценить доставшуюся жизнь и принимать ее, несмотря ни на что. Понимание известного:
-то, что ты любил - то и важно.
-ты можешь спорить с Богом. Он поймет.
-рядом с созвучными легче, чем одному
-жизнь хороша, хоть и несправедлива
-бывают люди, которые не предают, но понимаешь это, пройдя через предательства.
-доброта, нежность, ласка и забота - это проявление внутренней силы человека, а не слабости.
- когда теряешь кого-то из друзей, то остальным в этот миг прощаешь все.
-истинны лишь те истины, до которых ты доходишь сам, хотя формулы и афоризмы окружающего мира красивы, но часто пусты -
сохраняет человека в так быстро меняющемся мире.
Вернусь к «Омеласу». Уходит каждый. И те, кто умирает. И те, кто «завершает». И те, кто самостоятельно покидают Омелас. Но как же все-таки важно, что собственным выбором ухода можно протестовать против бесчеловечности. И сказать: «Остановите Вселенную - я выйду!»