Мир исчезнет не оттого, что много людей, а оттого, что много нелюдей.

Jun 17, 2017 23:16

  Я могу посмотреть множество фильмов, а запомнить одну-три  сцены. Такова память. Фильм Звягинцева «Елена» - помню в мелочах. Мне кажется, что в новом фильме режиссер продолжает тему, поднятую в «Елене» (вот как я увидела  «Елену» http://ludno.livejournal.com/78357.html). Думаю, что «Нелюбовь», которую только что посмотрела,  буду помнить  в деталях.
  Ах, какой Звягинцев режиссер! Какой режиссер!!! Как часто в несчастье мы не ищем причину в себе - драма. Как трагично нежелание понять вину за собой. Обо всем этом Звягинцев говорит и просто (как не вспомнить пастернаковское: «Нельзя не впасть к концу, как в ересь, /В неслыханную простоту.... /Она всего нужнее людям, /Но сложное понятней им») , и очень ёмко - через звуки (волшебная работа звукорежиссера!), через картинку (опять ведь  щипнут режиссера за мутность осени и стылость российской жизни). Осень, предзимье. Дождь и снег. Но есть в такой картинке и разноцветность ковра. Одно доброе слово или улыбка  могут согревать шесть осенне- зимних месяцев. Посмотрите - новая жена Бориса и ее мама - пусть «тётки тётками», но они умеют пусть по-своему, но любить друг друга. А улыбка женщины, пришедшей посмотреть продающуюся квартиру, меняет заоконные слезы холодного дождя на  разноцветные радужные слезинки.
  Очень реалистичный фильм. Каждой мелочью. Нет войны, нет голода.  У всех есть работа, неплохие квартиры (но очень неухоженные). При том, что никаких потрясений в нет, они есть - до чего же страшно работать в таком офисе, где служит Борис.  Хозяин фирмы - правил строгих: может уволить за развод (странная мысль сценариста, ну да ладно), но не увольняет за игры на компьютере. Все - по часам! Эта работа не требует участия души. Осиротевшее сознание офисного планктона. Помните анекдот: требуются красивые девушки для работы переводчицами, знание иностранных языков не обязательно. Казалось бы - дома, дома улыбка, уют, любовь отогреют и спасут. Но как много семей возникает без любви, как много детей рождается не от любви…  А недостаток прикосновений, душевного тепла  куда хуже, чем недостаток витаминов. Японцы говорят: Муж с женой должны быть подобны руке и глазам: когда руке больно - глаза плачут, а когда глаза плачут - руки вытирают слёзы.
  Героиня фильма Женя не любит ни мужа, ни сына («стал вонять как отец»)  Но когда есть любовь, язвы от оспы так же красивы, как ямочки на щечках.
  Парикмахерша не любит ни дочь, ни мужа («шляется, не хочет учиться, муж - наверное гниет в своей Капотне»).
  Бабушка пропавшего Алеши не любит не только дочь и зятя, но и внука. Сторожит свой перекошенный домишко да злится - на всё вокруг…Гнилой картофель в ладони не сожмёшь.
  Две сцены любви есть в фильме. Некрасивая и не очень красивая. Почему? Вспоминаю зарисовку. У одного человека появилась возможность задать вопрос Богу: «Господи, неужели секс без любви - грех?» Бог ответил: «Что вы все заморачиваетесь этим сексом. Все, что без любви, - грех».
  Мы видим вторые семьи - людей, прошедших через горе - они  как не любили, вернее, как не умели любить - так и не любят. Героине Жене был дарован волшебный подарок в лице отличного мужчины, мужчины свободного и любить  умеющего (сцена  разговора с дочерью да и мгновения его понимающего отношения к ситуации потерявшей ребенка матери). Борис бросает маленького сына в манеж… Ничего его ничему не научило.
  И так далее, и так далее…
  В нашей жизни много слабостей. Не все находят любовь. Мы можем быть по молодости небрежными со старшими. Мы часто жалуемся на жизнь. Или живем скудно, несмотря на то, что не голодны, одеты-обуты.  Мало кто задумывается о СПОСОБНОСТИ любить. Кому-то это дал Бог, кто-то учится передавать/постигать эту чудесную способность.  А это - совершенно разные способности! В дом, где смеются, приходит счастье. Не все могут стать учеными, артистами, спортсменами. А любить могут все! Нужно учиться любить. Близкого. Ребенка. Природу…Нелюбовь сбивает с ног. Любого.
  А фильм - зеркало, поднесенное каждому. Потому что авторы нам говорят о том, что самое главное для человека - построить частную жизнь. И жизнь эта должна быть сверкающе-радостной. Человек ДОЛЖЕН купаться в любви - любить и быть любимым.
  Мне не понравился лишь один мотив в фильме - когда героиня в спортивном костюме с надписью «Россия» выходит на террасу и встает на беговую дорожку. Бежит быстро, не трогаясь с места. Нетонко. Для Звягинцева - слишком примитивно. Почему? В мире, где человек обустроил частную жизнь, власти делать нечего. Власть с ее непроницаемостью может человека сделать беспомощным в других местах, но не в семье. И поэтому образ России, якобы бегущей, но никуда не идущей с места, здесь не к месту. Главное в обывательской жизни - любовь. И никто, и ничто здесь  не сможет помешать!
  Да, дорога любви - весьма трудна и очень узка. Но любящее или учащееся любить сердце, найдет ее.
  Додумать фильм - это высокое мастерство.
  По радио говорят о конце света. По телевизору вещают об Украине. И никто: ни СМИ, ни коллеги на работе, ни учителя (опрос волонтером друга мальчика, учительница  пораженно слушает складывающийся диалог!), ни родители, ни бабушки не говорят о любви. И только разбрасывают зерна нелюбви.
  Следуя классификации аудитории А.Кончаловского, этот фильм и для читающих. И для жующих. Передо мной сидела парочка с огромным ведром попкорна. В какой-то момент они перестали хрустеть. А молчание аудитории после фильма, глаза, которые люди прячут - пусть минутный, но прорыв! И даст Бог, те, кто  придут домой после фильма и крепко-крепко  обнимут своего ребенка.


кино, Звягинцев "Нелюбовь"

Previous post Next post
Up