Уходила после просмотра «Рая» А. Кончаловского - в слезах.
Разве сказал режиссер нам что-то новое? Нет. Зато КАК сказал о том, что мы знаем! Нет в фильме ни яркости, ни броскости. Нет ни единого пустого кадра. До краев, но не через край.
Память человека так устроена, что он быстро-быстро забывает плохое. Недаром героиня «Рая» Ольга говорит: «В человека обратно быстро возвращаешься. Через несколько дней уже губы помадой красишь…» Миг перехода и туда, и обратно - неуловим…
Но память требуется тренировать. Сегодня, когда информация удваивается в считанные месяцы (а ее - вон сколько!) в сравнении со временами К. Маркса (тогда информация удваивалась раз в 50 лет, хотя ее было значительно, значительно меньше), память же - скукоживается.
Труднее ль было сохранять память в допечатную, докинематографическую , доинтернетную эпоху? Не знаю. Но сохраняли.
А сегодня? Всё - знаем. Но не помним. Примеры?! Несть числа!
Придет, например, новый руководитель руководить, всех прежних - «в газовую камеру», в топку. Или - не сумел выстроить отношения с другим, проще расстаться, «расфрендиться», нежели повиниться…А чего церемониться? То есть информацией-то он обладает («волки площадей» и картины рисовали…), но память уменьшилась - «до ничего не помню!» И пусть ты образован, пусть ты знавал «белые одежды», путь от ангела до зверя короток. Без памяти души человек изменяет себе как человеку.
«Рай» - об этом. Чтобы остаться человеком, надо неустанно заботиться о душе. У каждого - своя подзарядка.
Сохранить свой счет»в банке» - это не идти вслед за всеми. «Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! У «всех» есть второе имя - никто, и совсем нет лица - пробел. Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» (не одевается, не думает и т. д.) - отвечайте: «А я - кто!»(М. Цветаева).
Как болезнь заразительна, так и здоровье. Находишься в среде солнечной доброжелательности - становишься теплее. Но как же не уронить себя, как не изжить рай - когда вокруг ад? Мы знаем примеры духовной мощи человека, примеры силы мысли. - вспоминаю «Обитель» Прилепина, духовную силу священников. Достаточно ль просмотра фильма для очеловечивания мира? Конечно, нет. Но у каждого есть путь осознания, чей он - Бога иль дьявола, у каждого возможность духовного роста - совесть, например.
Рецепт гармонии с самим собой есть у Б. Окуджавы.
Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
а уж после судите врага своего
и соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому
не прощать ни единой промашки,
а уж после кричите врагу своему
что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага,
а когда преуспеете в этом,
не придется уж больше валять дурака -
Вот и станете вы человеком.
Картина насыщена монологами. И это - исповедальные тексты. Ведь каждый - перед последним судом стоит.
Интересно, как смотрят фильм немцы, французы - проект ведь международный?
Кончаловский обещал, что в кинотеатре на его фильме не будет тех, кто ест попкорн. Не было. Хотя попкорн в фойе продавали.