«Левиафан» Андрея Звягинцева - настоящий мастер-класс. Превосходный фильм. Блистательный фильм. Очень качественный фильм. Да и весьма титулованный! После его «Елены» мне было сложно представить, что А. Звягинцев так быстро и легко поднимется на новую ступень, создав новое, не менее важное полотно. Этот фильм не умный, он мудрый. Фильм многокодовый, но при этом внятный.
Да, в картине (особенно вначале) очень много мата. Но меня это не напрягло: слышу ежедневно эту лексику - в самых разных ситуациях. Конечно, фильм антирусский. Но что в нем неправда? Разве не гламурна наша сегодняшняя церковь? Разве нет той ухваченной режиссёрским ухом агрессивной интонации на самых высоких службах? Разве политика государства не развёрнута против конкретного человека и нет противостояния маленького большому? Плохо у нас хорошему, и хорошо у нас плохому человеку. Разве редко в наших семьях даже любящие мужья - как герой фильма Николай, в присутствии только-только переступившего порог московского гостя, грубо окрикивает жену, получая в ответ: «Не ори!»? Разве нет случаев, когда сотрудник полиции отвечает пьяной жене пьяным голосом на вопрос: «Рулить-то сможешь?» - «Я же ГИБДД!»
Отбрасываю эмоции, связанные с сегодняшним состоянием нравов в стране (не удивляюсь увеличивающейся наглости мэра после действительно неприятно-боязливых минут смотрения в синюю папочку с компроматом: ведь в фильме мы слышим: «Будешь у кормушки, пока угоден…Твоя власть угодна, угодна…»), не стану упоминать известные разглагольствования на тему о том, за что дают премии нашим фильмам не наши, нет нужды расхваливать удивительнейшую «картинку» (невероятная работа оператора!) и высокий уровень актёрской игры - всё это налицо!
«Левиафан» - актуальнейшее высказывание кинорежиссёра. Известно, что искусство не дает ответы на вопросы бытия, но ставит их. А вот качество вопросов - ставит человек. Посмотревший или просмотревший фильм. Социальная, политическая трагедия - да. Но! Главное - это трагедия личная - вот о чём тихо, но очень настойчиво говорит каждому из нас режиссер! Если ребенку плохо дома, если жене - «фиолетово» всё, но она как бы (!) рядом с мужем - например, на суде по иску об изъятии земельного участка,,, Накуролесила-наколбасила, играя в любовь, а потом задаёт вопрос: «Хочешь ребенка?», хотя взрослеющим сын (пасынок) растёт злым мальчиком (ведь им совсем не занимаются!!!)…Женщина, ещё вечером понимающая, что мужу без нее жизнь не жизнь - вдруг утром покончила с собой…
Преступная власть - это ужасно. Но равнодушная женщина в доме - куда страшнее. Как и акультура: уже не стаканами здесь пьют водку, а бутылками… У людей нет смысла в жизни. Веселятся на пикнике стрелялками - вместо созерцания природы, чтения стихов, молчания (это ж ни в какие ворота!)... Сначала - по бутылкам. Потом - по портретам бывших руководителей страны, между прочим страны, заботившейся о культуре гражданина.
И богохульствовать - нельзя! Отчего ж? Вспоминается ответ из фильма «Чужие письма»: «Почему нельзя читать чужие письма?» - «Потому что нельзя и всё тут». Строги правила нравственности. Нарушим - образовывается мгновенно крошечная воронка проблем, которая расширяясь, несёт одну трагедию за другой.
Все это - бесчестье.
Ощущаю ли я бессилие после просмотра? Нет!
Если каждый из нас станет мести мусор у своего порога - никто нам не страшен. Как не страшен сельскому священнику высокий церковный сан в дивном интерьере храма. Дело наших сердец, дело наших рук - благополучие в семьях. Будет оно - жизнь будет праздником. Никакой - самый идеальный президент, самый миролюбивый мэр не сможет сделать нас счастливыми… (Между прочим, тот самый безнравственный мэр, несмотря на высоких гостей и свиту, весьма заботлив со своим сыночком: «Скорее, скорее в машину…»).
Знаю, что долго буду осмыслять увиденное сегодня. Послевкусие сильнейшее! Например, я пока не додумала одну из кинематографических цитат Звягинцева - мёртвое морское чудовище - в «Сладкой жизни» Феллини морское чудовище тоже есть, но оно другое. Стану думать.