Mar 20, 2013 00:11
Снова - СТИ Женовача. И вновь - всё без обмана. Сегодня был «Мариенбад» по Шолому Алейхему, произведению малоизвестному. Женовач хорош ещё и этим: открывает для зрителя новое, незнаемое. Сюжет прост. Улицу Налёвки (вернее, её жителей) в Варшаве связывают с Мариенбадом письма. В них всё: поклоны, сплетни, наветы, горести… Только письма любят глаза адресата, а чужих не признают. Мариенбад - курорт. И люди приезжают сюда, чтоб подлечиться, погулять, порадовать себя покупочками, найти жениха - полная путаница…В программке так и сказано: путаница в 37 письмах, 12 любовных записках и 47 телеграммах. Спектакль очень динамичен, реплики и монологи быстры, зал постоянно хохочет. Беспечальность, хотя люди разъединены расстоянием, не-любовью, не-пониманием. Думаю именно об этом в темноте зала поёт свою древнюю песню главная героиня. Каждое письмо - характер. Каждый характер как особый или особенный инструмент оркестра. Любая из скрипок звучит иначе, и не похожа на сородича. Так и наши герои - через монолог (даже краткий) виден характер, судьба, глубина человеческого сердца. Соло за соло - и грянул весь оркестр! Когда становится невмоготу, человек достигает особенной глубины, даже если этого не осознаёт. А когда это случается, он чувствует некий дух, который подсказывает ему, что такое хорошо и что такое плохо. Мораль, конечно, высока: не вскрывай чужих писем, будешь весел… И напоследок одна моя выписка, так сюда подходящая. У Г. С. Померанца есть интересная мысль. «… вспоминай свой грех. Вспоминай свою тоску, которая выталкивает тебя из греха (или из жизни, если иначе не выходит). Вспоминай свое отвращение. Это тоска по Богу. И она приведет тебя к Богу, если будет достаточно сильной. Каждый из нас - Раскольников. У каждого из нас есть свой тайный грех. И каждому из нас открыта бездна Бога. Но мы ее боимся. Мы не готовы вступить в нее. И потому предпочитаем забывать грехи. Это норма. И то, что нарушает норму, мы называем болезнью. Болезненным стремлением копаться в душевной грязи».
СТИ Женовача,
люди,
Мариенбад