Сложные фильмы - сложные чувства

Feb 24, 2010 11:49

Как хорошо, что посмотрела фильм Ф.Феллини «Казанова» совсем недавно. Думаю, что лет 15 -20 назад не смогла бы сказать ничего внятного об увиденном. Якобы режиссер неохотно взялся за эту постановку и признавался, что Казанова вызывает у него отвращение, а мемуары «знаменитого любовника» кажутся телефонной книгой, обзывал их «инвентаризацией». Если это так, многое встаёт на свои места. Но талантливый человек, делая дело, добивается результатов. Меня не покидало ощущение, что во время просмотра фильма я нахожусь в лучших картинных галереях и вижу работы старых мастеров. Чудесны и костюмы (не зря - 1977, «Оскар» - за костюмы; 1978 - BAFTA- за лучший дизайн костюмов). Мне неприятен Казанова-персонаж, несмотря на всю трагичность его жизни. Я не сострадаю ему, не жалею его. Его одиночество им самим куплено. При случайной встрече с матерью он не спрашивает её адреса - за ненужностью. Жалкий герой-любовник всё время пытается убедить всех, что он - одарённый человек: хороший математик, неплохой философ, учёный - ему хочется, чтобы окружающие взглянули на него с другой стороны. Но все видят забавного экспоната, совершающего любовные «подвиги» под аккомпанемент птицы-метронома, отбивающей заданный такт, которую Казанова все время таскает с собой и достает в нужный момент. В начале фильма символ любви - Венера - тонет в реке во время карнавала (так любимого Феллини). Думаю, что это - намёк на то, что любовь уходит из мира, опускается в темноту дна. Но любовь остаётся доступной - лишь светлым душам. Она не может быть профессией. Иначе - разрушение, иссякание, истекание животворной энергии. Показательна сцена, где пошляк, облаченный в костюм бабочки, кривляясь, поет песню о любви, ему подпевают напудренные кастраты, разыгрывается вульгарная гомосексуальная пародия. И Казанова находит слова, чтобы похвалить эту мерзость. Но когда в руках женщины начинает звучать виолончель, возвращая любовной песне изначальный смысл, Казанова понимает, что его гладкая речь - напыщенное вранье для беснующихся богачей. И он рыдает. Финал предсказуем: над ним, постаревшим, потешаются молодые. Феллини - он так любит - для большего усиления впечатления - в конце фильма дает крупный план лица своего героя, на котором старость и трагическое одиночество. Приговор режиссера. Предупреждение прожигающим жизнь, не умеющим любить. Можно остаться в старости с механической куклой (живой собачкой, самыми изысканными фотографиями с собственных чудо - фотосессий молодости, драгоценностями и деньгами и проч., и проч.). Разве не бывает?

кино, Феллини, любовь

Previous post Next post
Up