Про Одессу

Sep 24, 2015 15:03

Я тут недавно была в Одессе. Семинары для приемных родителей, для специалистов.
Надо сказать, что, судя по всему, Одесса с областью в плане семейногоу стройства в Украине сирота. Все весьма так себе. Слабая ШПР, почти никакого сопровождения, детдома, интернаты далеко не пустуют.  Надеюсь, сейчас станет лучше, там вроде перетряхнули кадры ответственных за это дело.

Сама Одесса совершенно прекрасна.Теплая, эмоциональная, шумная, кого только не увидишь, какие только языки не звучат в Городском саду - портовый город. И море - все же с Черным, родным таким, никакое другое не сравнится.

Надо сказать, я в Одессе раньше была только раз в жизни, летом 90 го. Еще при СССР. Впечатления можно описать как кошмарный ужас.
Кажется, мне тогда показывали и Дюка, и оперный, и лестницу, но я ничего не помню, все затмили другие картины.
Столовая на одной из центральных улиц, в которую мы зашли в надежде поесть и пулей выскочили, увидев жирные грязные столы и тарелки с плевками осалившегося майонеза в мутной витрине - кроме "салата из морской капусты с майонезом" там не было ничего, если не считать сотен черных жирных мух. Туалет на вокзале, из которого не всегда можно так легко уйти, коли другого нет, а потребность есть. Он представля собой три дыры в загаженном полу, на "подиуме",  причем очередь стояла прямо вдоль подиума, в полуметре от восседающих - больше было негде стоять.
Иногда хочется всех, ностальгирующих по СССР, отправлять туда на машине времени, в ту столовую и тот туалет. Не обязательно одесские - их было в количествах на просторах Великой Державы.

Сейчас в Одессе уютно, красиво и вкусно, хотя местами и намусорено, и обшарпанно, но южным городам это меньше портит имидж, чем строгим северным. Бардак им к лицу.
Зато кормят там... Одесса напомнила мне кухню в доме моей бабушки - там редко бывал идеальный порядок, да и сложно было, без горячей воды и канализации, в закутке в старом доме, который был и прихожей, и кухней, и санузлом, и печки там же стояли. Но как же там всегда было вкусно. И много.
И вообще в Одессе то и дело накрывало воспоминаниями детства: чинары, вспученный их корнями асфальт, коньячного цвета вода в лужах, настоянных на цветах белой акации, особый след недавней жары в воздухе.

Я много говорила с одесситами, в основном с коллегами, а с кем-то случайно заходил разговор, там это легко. Мне было важно понять, как сами одесситы воспринимают прошлогоднюю трагедию и в целом ситуацию. Среди моих собеседников были люди из разных мест политического спектра, но особо упертых в ту или другую сторону не встречала. Они говорят о случившемся, как об общей трагедии, всего города. Вспоминают, как сначала все казалось дурным сном.
Вот как описывают события.


Было шествие, в него начали стрелять, убили людей. В колонне шли футбольные фанаты, которые после выстрелов не побежали, а рассвирепели. Одновременно прошел слух, что начался захват Одессы по крымско-донбасскому способу, и что завтра все могут проснуться в ОНР. Побежали на Куликово поле, где стояли лагерем пророссйские активисты. Они укрылись в здании. В лагере обнаружилось много зажигательной смеси и всего для котейлей молотова. Часть захватили с собой те, кто побежал внутрь, часть осталась в руках их преследователей. Полетели бутылки в обе стороны, началось возгорание.

С улицы, и, видимо, поначалу изнутри, пожар не выглядел опасным. Огромное здание, с множеством других выходов, небольшие очаги. Типичная ошибка людей про пожаре - опасным считают пламя, а не дым. А стены были покрыты чем-то дешевым, пошел токсичный дым, люди начали терять сознание и сползать по стенам даже этажом-двумя выше огня. Тогда уже остальные полезли в окна, а на улице поняли, что дело плохо и стали их вытаскивать.
В толпе были ультрас, по которым до этого стреляли, кто-то из них был в неадеквате, били выпрыгнувших из здания. Другие, наоборот, помогали. Про то, что внутри осталось столько погибших, стало понятно уже позже.

После случившегося одесситов в равной мере оскорбляли и вопли "Ура, поджарили колорадов!" и "Сожгли людей заживо, это вторая Хатынь". Потому что это не было ни тем, ни другим. Это не было намеренной казнью.
Люди погибли в результате стечения обстоятельств и действий, которые привели к тому, к чему привели. Часть этих действий была преступной, часть - просто ошибочной. Кидать молотова в здание с людьми было преступлением, как и было преступлением стрелять в безоружное шествие. (При этом молотов, которым был вызван пожар, был припасен в больших количествах самими жертвами - зачем?)
Большое число жертв было результатом ошибки в оценке угрозы, которую одновременно совершили и сами жертвы, и нападавшие. Так оно и бывает в результате провокаций. Никогда не известно, кто в итоге погибнет и как. И это все ужасно, но представлять одесситов как холодных карателей, которые из любви к Украине/ из ненависти к Новороссии намеренно жгут живьем политических оппонентов - ложь и передергивание.

Надо сказать, что, по мнению всех, с кем я говорила, трагедия не расколола, а сплотила город. Все увидели, как короток путь от мира до войны. Как легко можно разжечь смертоносный пожар, в прямом и переносном смысле. Люди вместе скорбили, вместе молились, это общая трагедия, общая травма. Кто-то из моих собеседников ходит в вышиванке, кто-то не знает украинского, но консенсус их в том, что они рады, что по улицам Одессы сейчас не катаются на отжатых джипах никакие мотороллы. Это звучало у всех.
У людей по прежнему очень много вопросов по расследованию. Не думаю, что город смирится, если все закончится ничем.
Вот, что слышала, то пересказываю, мне кажется это важным.

Очень хочется, чтобы у этого города все было хорошо. Он такой живой, такой по хорошему сумасшедший. Обязательно хочу туда еще.
Таки прям да.
Previous post Next post
Up