Вчера г-н Астахов порадовал общественность: семейное устройство в прошлом году заметно выросло.
Вчера уже звонили журналисты, просили прокомментировать.
Хочу сразу здесь для всех написать, спасибо Ирине ne_togo за помощь с цифрами.
"В первом полугодии 2013 года на 40 проц увеличилось количество детей-сирот, устроенных на воспитание в приемные семьи по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Всего за 2013 год было устроено на воспитание в семьи 65,9 тысяч детей, что превысило показатели прошлого года на 6,7 проц. В 2012 году было устроено в семьи граждан 61,4 тысяч детей", - отметил Астахов.
Прекрасный результат, впору гордиться успехами?
Вникаем.
2011 год
http://www.usynovite.ru/statistics/2011/На семейные формы устройства в 2011 году в семьи российских граждан было передано 67,5 тыс. детей, усыновленны иностранными гражданами -- 3400,
---------------------
Итого: 70,9 тыс.детей.
2012 год
http://www.usynovite.ru/statistics/2012/1/На семейные формы устройства в 2012 году в семьи российских граждан было передано 58,8 тыс. детей,
усыновленны иностранными гражданами - 2604
----------------------
Итого: 61 404 ребёнка
Почему в 2012 году такой провал?
Очень просто: 1 сентября 2012 года начал действовать закон об обязательной ШПР.
Как и предсказывали эксперты, во многих регионах семейное устройство оказалось практически парализовано на полгода и больше, поскольку никакой подготовки к вступлению закона в силу не было, и учить людей было просто некому и негде. Это не в тьму-таракани какой-нибудь -- вся Новая Москва стояла в плане семейного устройства месяцев 8-9.
Все те, кто хотел взять детей еще в 2012, но не успел получить заключение о возможности принять ребенка до 1 сентября, зависли. И отвисли только в первом полугодии 2013, когда мытьем или катанием в регионах слепили из того, что было, какие-никакие ШПР.
Отсюда и "рост на 40%" во втором полугодии 2013.
Это просто искусственно отложенные устройства года 2012. И лишние полгода, проведенные детьми в учреждениях.
Это г-н Астахов назвает успехом?
Интересно, хоть кто-то из региональных чиновников понес отвественность за провал работы, за несостоявшиеся вовремя устройства? Что-то сомневаюсь.
Вникаем дальше.
Если мы сравним итоговую цифру этого "успешного" года с годом 2011, в котором не было никаких флуктуаций, то мы увидим то, что и должны были увидеть: продолжается неуклонное падение семейного устройства, которое началось с 2008 года.
2011 - 70,9 тыс.
2013 - 65,9 тыс.
Если же "срыть" пик, вызванный ситуацией с ШПР, и взять среднее за 2012 и 2013, падение будет еще больше: было 70,9, стало 63,2
Частично это объясняется демографическим спадом, уменьшением детского населения вообще.
Поэтому и число детей-сирот в учреждениях все же снижается, хотя устройство падает.
На самом деле на волне обсуждения антисиротского закона действительно стало больше людей, которые задумались о приеме ребенка. Коллеги из регионов рассказывают, что ШПР переполнены, да мы сами видим -- группы набираются быстро и такие, что еле в комнату влезаем.
А вот потом начинается квест.
Потому что работающей системы устройства как не было, так и нет.
Опеки во многих регионах как не считали своей задачей устраивать детей, так и не считают, и по прежнему работают в режиме "сидит в дд и хорошо, а возьмете -- мне отвечать".
Учреждения как не имели видения своего будущего, так и не имеют, поэтому держатся за детей мертвой хваткой.
В ход идут мифические восстанавливающиеся в правах мамы, которые "звонили" полгода назад, какие-то непредусмотренные законом дополнительные запросы, опекунские советы, обсуждающие "мотивацию" кандидата, страшилки про ребенка "агрессивного", "без коры мозга", "крест на всю жизнь", "вырастет зарежет" и всякое такое.
Все это, конечно, преодолимо при наличии группы поддержки и некоторых бойцовских качеств. Но кандидат в приемные родители не обязан быть бойцом. Его дело -- любить и заботиться, а не стены прошибать. А стены никуда не делись и только крепчают по мере опустения учреждений.
Прямо сейчас, в эти дни, по всей стране десятки случаев, когда ребенка из системы приходится выгрызать зубами, с письмами в прокуратуру, многократными приездами и прочими плясками с бубном. Привлекая юристов, журналистов, общественников, тратя сотни человекочасов и незнамо сколько нервных клеток, чтобы просто был выполнен закон.
Не везде, к счастью, не везде. Где-то рады и готовы помочь.
Перед Новым годолм в ленте у приемной мамы приводился пост бывшей детдомовской воспитательницы сына: "Это самый счастливый Новый год в моей жизни! Все, все до одного мои дети в семьях!".
Другая приемная мама рассказывает, как забирала дочку, в глубокой Сибири, и сотрудница опеки говорила: "Да я всю ночь, если надо, буду сидеть, чтобы документы вам к завтрашнему дню подготовить, я так за девочку рада".
Все, что делается хорошего, делают просто люди.
А об успехах отчитывается Астахов.