Совсем-совсем нет сейчас времени, но все же напишу.
Очень много панического и унынческого в последнее время в ленте. Реакция, она такая реакция -- мерзко, мрачно и страшновато. "Душно без счастья и воли", далее по тексту.
Настроение и у меня ничуть не лучше, но нас, психологов, учат: чувства чувствами, они всегда правы и не бывают "не теми" их проживаем и принимаем, а суждения суждениями, и дела делами.
Я бы предложила сохранять реализм. Никаких сил и возможностей для смены режима у протестующих сейчас нет. Сто тыщ с цветочками и шариками в разрешенном загончике его не сменят. Двадцать тыщ, которые гипотетически пошли бы на штурм (чего? Счетной палаты? Думы?) 10 декабря "если бы Немцов не слил протест" тоже бы ничего не сменили, если кто-то где-то в коридорах власти этого перепугался, то это говорит об идиотизме перепугавшихся, а не о силе протеста. Режимы в наших палестинах слетают не под напором протестов, а под влиянием внешних и внутренних объективных обстоятельств. Слетают быстро, непредсказуемо, легко, и этот слетит -- не по нашей вине и не благодаря нам. Когда не знаю, но вечного не бывает ничего, а скорость смены циклов сейчас велика.
Сегодняшний арест Удальцова напомнил мои 22.
Мы были молоды и революционны, и была у нас в Ташкенте ячейка партии "Демократический союз" численностью аж три человека. Но зажигали мы не по-детски и обслуживали нас троих с сотню, не меньше, сотрудников спецслужб, им, наверное, просто скучно было в нашем южном непассионарном городе.
Так вот, появилась как-то у нас такая пара кандидатов в соратники. Шустрая тетка и мужик. Очень, говорят, советскую власть не любим, аж кушать не можем. И давай предлагать помощь: да мы вам листовки размножим (это была наша постоянная головная боль, листовки я на машинке по ночам печатала), да на машине отвезем, да денег на орграсходы дадим. Надо сказать, что с самого начала доверия никакого они не вызывали. Кто-то из эсеров формулировал в свое время принцип: если тебе интуитивно непонятно, зачем человек пришел в революционную деятельность, это, скорее всего, провокатор. Вот и про них было непонятно, чего это они. Но мы молодые-дурные, помощь опять-таки какая-никакая, в общем, мы хоть и не особо с ними откровенничали, но несколько раз встречались и даже как-то заехали к мужику домой на минутку типа что-то ему надо было захватить -- "я быстро, пока вот водички попейте". А он был геолог, начал нам образцы показывать породы, красивенькие. Бирюза. Мы поахали да забыли, как-то постепенно сократили общение, начались бурные события, стало не до этих ребят. В том числе мы устроили очень громкую компанию протеста против принудительного вывоза на сбор хлопка и поставили на уши полгорода.
Прошло немного времени, и -- о-па! -- в газете "Правда Востока" -- заметка про вашего мальчика мол, а ташкенская органиации ДС, как стало известно спецслужбам, готовит вооруженный захват власти (три студента-филолга, из них две -- девицы, ага) и для этой цели наладила уже контакты с профессинальными подрывниками, у одного из них -- того самого мужика -- провели обыск, и нашли бикфордов шнур и взрывчатку и еще там чего-то. И он уже дал показания, что мы у него бывали и "товар" смотрели. Геолог наш браконьерил, как оказалось, бирюзу-то, тащил на службе все для взрывработ, взрывал помаленьку в карьерах и продавал на сторону. Видимо, его держали на крючке и решили отъюзать, сообразив нам ни много ни мало расстрельную статейку. НТВ тогда не было, но и без него обошлись.
В общем, бедная моя мама... Меня в это время не было уже в Ташкенте, а была я в прекрасном месте -- питерском изоляторе Каляево, сидела на сутках после демонстрации, и ни сном ни духом ничего этого не знала. У меня была любовь и волновала она меня больше, чем всякие глупости типа взрывчатки. А вот мама перепугалась по полной. И все бы, наверное, правда было плохо, если б не один нюанс: шел уже 90-й год. Никто не успел оглянуться, как все накрылось медным тазом, и отнюдь не благодаря нам и нашей гипотетической взрывчатке. А то бы я вам сейчас тут не писала:)
Так что иногда вихри враждебные и прочие черные силы развеиваются вдруг сами по себе, хотя были такие все из себя черные и очень враждебные, и даже храбро нашли у кого надо патроны и ядерную боеголовку. Чего от всей души желаю Сергею и всем остальным узникам.
Ну, это мемуары, а что ж сегодня? Сегодня, как я уже много раз писала, важнее всего уровень гражданской компетентнсти. Социальные и гражданские технологии. Способность к самоорганизации и договоренностям с людьми иных политических взглядов. Мы уже знаем, что бывает, когда власть падает, а индекс гражданской кометентности ниже плинтуса, социальных технологий нет в помине и у рояля очень быстро оказывается то же, что и раньше, чуть сменив прикид. Не надо нам еще раз.
Нужны митинги? Нужны, но не для того, чтобы что-то показать "им", а для нас: место встречи и технология. Ходить на местные выборы? Ходить, но не для итого, чтобы стать всерьез мэром Химок -- я вас умоляю, при нынешней системе распределения бюджета оппозиционного мэра в полгода удавят вместе с городом безденежьем и саботажем, а потом снимут с уголовным делом -- а чтобы иметь возможность говорить с людьми и обкатывать технологии. Навыки, квалификация, связи, социальный капитал, опыт совместных действий -- вот что нужно и чего не хватает. Мы все практиканты и стажеры, из этого и надо исходить.
Исключение -- защита политзаключенных, здесь не до стажировок. И не надо стонов: да все бесполезно, мы вон как старались, а все равно посадили. Если честно, мы не старались еще совсем. Перепосты в ЖЖ и одна прогулка у Хамсуда не считаются. Результаты пока абсолютно соответствуют уровню приложенных усилий. Это не значит, что я, например, знаю, что бы такого сделать, чтобы был результат. Я не знаю. Но давайте хоть не внушать самим себе, что это невозможно в принципе ибо "они" всесильны -- это мы пока еще и не пытались толком.
В этом контексте очень имеет смысл участвовать в выборах в КС "Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">
https://election.cvk2012.org/account/signup Мне нравится, что это прежде всего -- технология, со всеми необходимыми механизмами и этапами, "нормальные выборы" в миниатюре, и ребятам, которые все это сочинили и отладили, большой респект.
Мне нравится, что там представлены "курии". Потому что если этот КС окажется работоспособным, это будет не предпарламент, конечно, а протоучредилка, и там обязательно должны быть именно так -- с гарантированным минимумом мест -- представлены три главные на данный момент политические силы. Учредительный процесс должен включать всех, иначе он непрочен, кто этого не понимает и разводит турусы на колесах про "ни за что не сяду рядом с нациками-леваками-либерастами", тот вообще ничего не понимает, ИМХО. Если они правда смогут работать вместе и договариваться, это будет очень круто.
Мне нравится, что кроме политиков, там есть "старейшины" -- безотносительно возраста -- просто уважаемые люди, писатели-журналисты, которые явно не пойдут ни во власть, ни в профессиональную политику, потому что своей работы полно, но будут представлять "просто граждан" на стадии учредительного процесса, и смогут -- я надеюсь -- стать "клеем", скрепляющим конструкцию и придающим ей устойчивость в моменты разногласий.
В конце концов, мне просто нравится, когда есть из кого выбрать, и глаза разбегаются, а не "ну, и кого тут выбирать, все козлы", как на всех ппрочих выборах последние двадцать лет. И здорово, что есть 30 голосов, а то прям не знала бы, как быть. К сожалению. катастрофичечки не хватает времени, чтобы вникнуть в менее широко известных кандидатов. Поэтому с частью голосов просто доверюсь мнению френдов, с которыми мы совпадаем во многом другом, значит, и здесь, видимо, совпадем.
В общем и целом, живем дальше. Я знаю, что там напринимали кучу "законов", по которым теперь ни дунь, ни плюнь. Не собираюсь брать их в голову и даже читать не собираюсь. У меня времени нет. Что считаю нужным делать и говорить, то и буду. В конце концов, мой здравый смысл и мое нравственное чувство -- гораздо большая гарантия от совершения мной чего-то плохого, чем творчество бешенного принтера. А если я ничего плохого не сделаю, а меня захотят судить и сажать -- ну, это уж не ко мне вопрос.
Все, пошла фоткаться с паспортом, я ж вечно все откладываю на последний день:)