ВЕЧЕР РАДЫ ПОЛИЩУК В БИБЛИОТЕКЕ ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
16 СЕНТ 2013 Г
СТЕНОГРАММА.
запись и расшифровка Людмилы Осокиной.
Часть 4. Выступление Кирилла Ковальджи
16.28.Рада Полищук (объявляет следующего выступающего). Кирилл Ковальджи!
Кирилл Ковальджи выходит к микрофону с бумажками в руках.
Рада Полищук. Кирилл тоже стоял у истоков, он писал и о моей первой книжке, и вообще писал и пишет о моих книжках, за что спасибо большое.
Кирилл Ковальджи. Она пишет книжки, а я пишу о ней…
Рада Полищук. Я пишу о Вас теперь…
Кирилл Ковальджи (продолжает начатую фразу)… с удовольствием.
Ну, сначала скажу фразу, которую я хотел сказать в конце. На фоне нынешней литературной ситуации, то, что происходит у нас в премиальном деле, что-то у Рады слишком мало премий. Давайте подумаем о том, что что-то такое…
Всеобщее оживление.
Голос из зала. Вы к кому обращаетесь?
Кирилл Ковальджи. Давайте ее выдвигать!
Рада Полищук. Выдвигать-то меня выдвигают! Но…
Кирилл Ковальджи. Но тогда, хотя бы в шорт-лист… А потому уже..
Рада Полищук (с юмором). А потом уже я всех вас приглашаю на банкет…
Кирилл Ковальджи. Я думаю, что все это будет.
Кирилл Ковальджи. Я думаю… Я …одну страничку прочту.
Начинает читать с листа заготовленное эссе.
Кирилл Ковальджи. Рада - москвичка, но пишет об одесситах так, словно она ничего, кроме Одессы не видела. А Одесса - не просто город, это особая страна, со своим говором, судьбой, фарсом и форсом. В Одессе, в русскоязычном тигле появилось 100 национальностей. Как и откуда Бабель черпал свои «Одесские рассказы» - понятно. Но Рада… Оказалось, писать о ней трудно, легче сказать: читайте сами - не пожалеете, то, что вам надо понять, поймете.
18.16. Однако, я не просто читатель ее. Я и писатель, как сказал чукча. Мне хочется что-то определить… Она пишет, словно знает, видела, помнит и на самом деле указывает, служит проводником, каким-то непостижимым, чуть ли не мистическим образом возвращает к реальности целый мир жизни своих близких, мир, от которого достались ей скудные крупицы.
18.39. Как из осколка голограммы возникает целостный объект, так и здесь такое происходит только по законам любви и боли, только через вчуствование, вживание, уподобление тем, кого любишь.
18.54. Рада - наследница своего древнего рода, хранительница родовой памяти, исполнительница его воли. Такой ей выпал творческий долг. Отсюда и рамки воссоздаваемых ею картин.
19.12. Секрет Рады - не игра, не сила воображения, а нечто большее. Это проза и… не совсем проза. Напряженная эмоциональная струна придает всему повествованию музыкальное звучание, несмотря на крутой быт, жесткие картины. Порой почти чернуха. Но слышно, что-то звучит поверх всего, звучит, приближается к поэзии. Недаром Рада пишет и стихи.
19.45. Порой в воскрешенных картинах еврейского быта в Одессе 30-х - 40- х годов немало подробностей, но это по контрасту.., когда на этой равнине вырастает вершина подлинного трагизма и классического юмора. И то, и другое равно дается писательнице. И теоретический трагизм истории. И комический трагизм.
20.11. Излагать прозу Рады невозможно, как невозможно пересказывать стихи. Читать надо, повторяю. Сама она пишет: «Плачу, бреду, куда глаза глядят, подальше от этого места, от большой еврейской могилы и как в коммунальной квартире после грандиозного скандала тишина и полный мир. Ухожу всё дальше. А вижу и слышу яснее. Переплелись руки. И кто-то шепчет: «Не бойся, я тобой! Обними меня крепче и закрой глаза…» колыбельная оборвалась на полуслове, молитвы вырвались из ямы в поднебесье. Одинокое холодеющее плечо обняла одинокая чья-то рука. Лиц уже не разобрать, но вместе не так страшно и не стыдно спросить любого: за что? За что меня?» Плачу и оглядываюсь назад и обнимаю всех, и люблю. И никогда никого не забуду».
21.24. Эти слова как эпиграф ко всему творчеству Рады.
21.26. Жила-была революционная страна, возмечтавшая создать нового человека. И что-то в этом роде создала: от гомо советикуса до совка. С годами ирония настолько выветрилась, что появилось своеобразное потерянное поколение, опустошенное, оглушенное, решительно лишенное каких-бы то ни было истинных или ложных идеалов.
21.49. Природа пустоты не терпит. В определенное же время, как из-под земли, появились новые русские: энергичные, незыблемые, целеустремленные. Так вот, бедным героям Рады Полищук довелось жить после нового человека, и до нового русского. Своеобразный исторический промежуток, напоминающий тот, о котором сокрушался Есенин: «Какой скандал! Какой большой скандал!».
22.18. Я очутился в узком промежутке, в этой атмосфере, выключенной из общественных, научных и философских страстей. В герое Рады Полищук действует душевный потенциал, действует темперамент, но он всю свою жизненную силу переключает на личные, порой искаженные, как в зоне, эмоциональные отношения. Несчастная участь людей, не нашедших нормальной опоры во вчерашней жизни и не пригодных для завтрашней.
22.46. Говоря о Леониде, о Леньке из рассказа «Соло для…», Рада прибегает к образу, который имеет далеко не местное значение. «Его обнаженная душа, как выпотрошенная курица, сияла неестественной и неприличной пустотой. «Распалась связь времен». Слова были чужие, а ощущения одни и те же. Тут и начали проявляться первые признаки контузии. Контузия - точное слово для состояния большинства героев Рады. А еще - летаргический сон сознания.
23.27. Раде Полищук удается образно, а не описательно передать душевное состояние персонажей. Например. «Однажды, то ли задремав, то ли задумавшись, Лидия Михайловна проехала свою остановку. Но выйдя из автобуса, не сразу заметила это. Лишь подойдя к тому месту, где должен был стоять ее дом и, увидев, что его нет, ужасно испугалась. Она подумала, что и дом тоже ушел от нее». Это из рассказа «Осенние дожди».
23.52. Для Рады характерна напряженная внутренняя работа. В ней как бы 2 автора: молодая женщина, современная москвичка, общественница, умная, наблюдательная, живо откликающаяся на впечатления бытия, и другая, чьей душе тысяча лет - вещунья, еврейская плакальщица, хранящая страдальческую память своего народа. Бесконечно одинокая, осиротелая душа. Жалость и смех, молитва и плач - вот что такое творчество Рады Полищук.
А это - не только литература.
Спасибо!
Текущее время 24 минуты 29 секунд
Аплодисменты.