"ВСЕ ЖАНРЫ ХОРОШИ, КРОМЕ СКУЧНОГО"

Jul 15, 2013 12:21

МОЯ РЕЦЕНЗИЯ
НА КНИГУ КРИТИКИ ЕЛЕНЫ САФРОНОВОЙ
"ВСЕ ЖАНРЫ, КРОМЕ СКУЧНОГО..."
В "БЕЛЬСКИХ ПРОСТОРАХ".№6.
"Бельские просторы"- это литературный журнал, издающийся в Уфе, в Башкортостане, если кто не в курсе.
http://www.bp01.ru/public.php?public=3048



ЛЮДМИЛА ОСОКИНА
Елена Сафронова. Все жанры, кроме скучного.
М.; Вест-Консалтинг, 2013, -114 с.


Книга издана в издательстве Евгения Степанова «Вест-Консалтинг» и предваряется его же предисловием под названием «Елена Сафронова - эксперт в области культуры».
Заглянем в предисловие.
«Каждый день выходят десятки-сотни новых книг, - пишет Степанов. - Стать писателем сейчас очень просто. Заплатил деньги в типографию - и получай собственный сборник стихов и рассказов. А как разобраться, что такое хорошо в литературе и что такое плохо? Почему одни произведения - графоманская чушь, а другие - подлинная литература?... Елена Сафронова ориентирует нас в мире изящной словесности, делает это тонко и изящно. … Даже малая доля ее работ дает представление… о состоянии дел в современном литературно-художественном процессе».
Сама книга состоит из 5-ти разделов. Автор исследует и авторскую песню, и военную прозу, и развлекательное чтиво, а также эсхатологические романы и даже так называемую контркультуру, которая получила постоянную прописку в Интернете на определенного рода сайтах.
Открывается книга разделом об авторской песне. Классическая авторская песня в наше время стала скорее объектом исследования, изучения, нежели реально существующего явления. И Елена Сафронова вслед за многими исследователями пытается разобраться, что же с ней происходит. Она выделяет в своей работе 9 признаков, по которым можно определить ту или иную песню как авторскую. Среди них, в первую очередь, конечно же, авторство слов и музыки, (причем, текст ставится на первое место), а также личное исполнение автором своего произведения под гитарный аккомпанемент. Помимо прочего, песня должна быть содержательной, иметь романтическое начало, откровенность, в ней должны прослеживаться интерес к людям и устремленность к добру. «Но, - с горечью констатирует Елена, - авторская песня осталась в прошлом, стала достоянием истории. Называть авторской песней корректно будет лишь массив песен, сложившийся в 50-80-е годы XX века, начатый легендарными «шестидесятниками». … Для того песенно-музыкального продукта, что порождает современная российская культура по образу и подобию АП, необходимо искать новые определения».
Исследуя жанр военной прозы, Елена Сафронова делит ее на 2 части: написанную в 40-80-е годы XX века и повествующую о Великой Отечественной войне, и прозу последних десятилетий, о недавних войнах: афганской и чеченских.
Конечно, и войны разные, и время, в которое они велись, и соответственно, будут отличаться произведения, написанные о них. Это если говорить в целом. Военная классика, написанная о ВОВ, в любом случае уже останется в истории литературы, никто ее с корабля современности сбрасывать не собирается. Но, автор констатирует, что Великая Отечественная война в искусстве уже отражена и ее художественное отображение стало уделом старшего поколения. Молодежь уже не сможет влиться в эту колею, да, вероятно и не пожелает.
Что касается новой литературы батального жанра, то она вызывает противоречивые чувства. За ней, как говорит автор, наше время с его негативными парадоксами и новыми законами, как существования, так и творчества. Поиск новой «шинели» - новых форм и методов отображения событий позднейших войн, происходит на наших глазах.
Не прошла Елена Сафронова и мимо развлекательного чтения. В своей статье о развлекательной литературе (а к ней относят и детективы, и фантастику, и любовные романы, и исторические, и юмористические тоже), Е.С. пытается понять, чем коммерческое чтиво отличается от настоящей, серьезной литературы, так ли уж плохо это презренное чтиво и так ли уж хороша, так называемая, серьезная литература, которую массовый читатель вообще не хочет читать? Почему, несмотря на все превосходство «высокой» литературы, в рейтингах продаж книжных магазинов лидируют  совсем иные имена, совсем иные книги? Елена Сафронова находит один из ответов на этот вопрос. Дело в том, что чтиву удается читателей развлечь и, таким образом, отвлечь от повседневных забот, тревог и печалей. Ведь по результатам социологических исследований, почти 70% россиян находится в состоянии постоянного стресса и стресс этот люди пытаются снять всеми возможными и доступными способами, в том числе и чтением развлекательной литературы. Ведь если на работе или  дома у людей куча проблем, то кому захочется еще в часы недолгого досуга лишний раз напрягаться, читая так называемую, серьезную литературу?
Очень интересен в книге раздел о контркультуре или сокращенно КК. Что это такое? Изначально под контркультурой подразумевались различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, это как некая форма социального протеста. И она имела положительную направленность, когда противостояла несвободе тоталитарного государства. А когда система рухнула, то и протест, соответственно, стал без надобности. Но с  появлением Интернета это явление трансформировалось и получило новую жизнь на своеобразных, так называемых КК-ных сайтах. 
Еще один объект исследования критика - это эсхатологические романы, автор даже рискнула назвать те книги, которые она взяла для рецензии, эсхатологическими бестселлерами. Е.С. размышляет над романом Дмитрия Глуховского «Сумерки» и над романом Валерия Угарова и Марины Якимовой «Палач».
Таким образом, проанализировав ситуацию, Елена Сафронова выводит в итоге простую истину, что нет плохих или низких жанров, есть лишь хорошее или плохое творчество в рамках каждого из них.
В-общем, такие исследования, которыми занимается Елена Сафронова, очень нужны для понимания тех процессов, которые происходят не только на литературном поле, но и в общекультурном пространстве России. Такие книги помогают как  осознать, понять эти процессы, так и определить для них единственно правильное место и в пространстве, и во времени.

рецензия на книгу

Previous post Next post
Up