ПРЗЕНТАЦИЯ КНИГИ ЮРИЯ ВЛОДОВА "ЛЮДИ И БОГИ"
В КЛУБЕ "ДАЧА НА ПОКРОВКЕ"
ПОД ЭГИДОЙ ПРОЕКТА "КУЛЬТУРНАЯ ИНИЦИАТИВА"
29 ОКТ 2012 Г
стенограмма
продолжение. Часть 3.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЮРИЯ КУВАЛДИНА, А ТАКЖЕ РЕПЛИКИ ЛЮДМИЛЫ ОСОКИНОЙ И СТИХИ ЮРИЯ ВЛОДОВА.
Юрий Кувалдин
фото из видеозаписи Владимира Цапина.
29 окт 2012 г
Людмила Осокина. Так. Ну, а сейчас я хочу пригласить для выступления Юрия Александровича Кувалдина.
Юрий Кувалдин выходит к микрофону.
23.33. Юрий Кувалдин. У пишущего человека раньше, я считал, было два основных дела: писать и печататься. В новое время подключилась третья обязанность: пропагандировать творчество друзей и не стесняться пропагандировать самого себя.
Я восхищаюсь усердием, любовью к поэзии Влодова Людмилы Осокиной. По мере сил и возможностей, я, начиная с 5-го номера, в каждом номере моего журнала даю материалы о Юрии Влодове и его стихи. В сущности, почти вся книга уже вывешена у меня в журнале и это очень важно. Потому что до сих пор существует, на мой взгляд, неверное мнение о бумажных изданиях, об электронных. По мне хоть на заборе, хоть в стенгазете, где угодно….слово нематериально и может быть на любом носителе.
В свое время, уже более 20 лет назад, я свою первую книгу «Улица Мандельштама» подарил знаменитому поэту и критику, профессору Литинститута Льву Адольфовичу Озерову. Мы с ним разговорились о забытых именах, в том числе, о таком гении поэзии, как Осип Мандельштам. И он мне сказал, что достаточно усилий двух-трех человек, чтобы возбудить интерес к забытому, но талантливому автору. На собственном примере это знаю. И вот Людмила Осокина с потрясающим энтузиазмом пропагандирует творчество Юрия Влодова.
Часто я еще слышу, что поэт, начиная свой путь, стремиться занять чье-то место в поэзии. Это не так. Поэт создает свое собственное и единственное место, которое до него даже не существовало.
Влодов - поэт вне мейнстрима. Он в стороне, как говориться, от веселых подруг. У него своя эстетика, своя лексика, к которой нужно привыкать и важно то, что мы привыкаем.
Вспоминаю у Чехова в одном рассказе, там в ссылку попадает …( я часто об этом говорю) сидят на берегу столичной души дворянин, попавший на каторгу, и татарин. И вот дворянин говорит: «Ой, как мне плохо, как уныло…». А татарин говорит спокойно (ну, Чехов умеет это делать, там подтекст колоссальный), татарин говорит: «Привыкнешь. ..»
Вот так, когда мы пропагандируем творчество какого-то забытого автора, или неизвестного, нужно тоже говорить: привыкнут. Нужно как можно больше и везде его публиковать, о нем говорить, устраивать подобные вечера.
Юрий Влодов - поэт резковатый. И то, что вот Аня сказала, она даже с ним поспорила на тему интерпретации библейских текстов. Я думаю, что здесь никакой опаски нет. Мы приходим в этот мир вообще пустые, как компьютер и мир уже готов к словесным рядам. И когда человек или по наитию или уже осознанно, начнет сам писать слова. И нужно учесть, что слова до него существовали, т.е. он должен взять из этой копилки слова и как-то их расставить, чтобы они стали его собственными.
Так вот, Влодов, он как бы берет из разных пластов лексики. В этом отличие… Я не хочу сказать, что он неровный поэт, но он… Как бы сказать…есть циклы, когда он поднимается на уровень вообще высочайшей лирики, а есть, как принято говорить, некоторая брутальность, там, где он ставит очень резкие слова, я бы их смягчил. Они как-то выпадают, но…это Влодов. И к этому нужно привыкнуть.
Людмила описала достаточно подробно похороны Юрия Влодова, то, что он похоронен в Ракитках, если я не ошибаюсь, что там был сын Жени Рейна Боря. Боря - несколько оригинальный такой мальчик, вот.
Но… дело в том, почему я говорю о кладбище? Кладбище - это есть некоторое напоминание о том, что был вот великий человек. Идешь вот по Ваганькову: могилы, могилы, могилы. Смотришь, у кого-то и дат нет, прочерки какие-то… И вдруг вспыхивает: Саврасов! На этот счет мне Кирилл Ковальджи говорил: «Юра, а вообще, поэту нужна ли могила с памятником?» Я говорю: « Да нет, самый яркий пример - Осип Эмильевич, который вообще, в общей яме какой-то коллективной на Черной речке под Владивостоком. Памятник поэту - его слово, его книга». И эта книга - книга Юрия Влодова, встала на ту полку Вечности, где он является совершенно самостоятельной фигурой, которая требует пристального внимания, изучения и пропаганды.
Хронометраж 6.40.
Текущее время 30 минут 13 секунд
Людмила Осокина. Спасибо, Юрий Александрович!
Мне хочется сказать еще спасибо Юрию Александровичу за то, что он очень широко публикует Влодова в своем издании (электронный журнал «Наша улица»), причем, какими-то крупными подборками, циклами, тематическими циклами. Допустим, цикл «Поэты возвращаются оттуда» - стихи о творчестве, 20 стихотворений, или там, цикл «Литературные портреты», тоже 20 стихотворений, или военные стихи… Вот так, в принципе… хорошо давать, а то дадут какую-нибудь одну подборочку и всё. Так, естественно, автора не раскрутишь, не распропагандируешь.
Сейчас у людей, можно сказать, сериальное мышление, все привыкли к сериалам, чтобы каждый вечер, изо дня в день какие-то там серии смотреть. Тогда люди могут что-то запомнить. А так, если там один раз что-то мелькнет, это уже никак. Это из сознания очень быстро выпадет и забывается тут же. А если вот так вот делать, причем, большими такими подборками, не какими-то там кусочками, а именно, большими подборками, то тогда да, что-то запомнится.
И вот Юрий Александрович дал такую возможность публиковать Влодова, причем, мы делаем это к 80-летию. Дело в том, что сейчас у нас идет просто презентация книги «Люди и боги».
Но 80-летие будет в декабре, 6-го декабря. Всё делается к 80-летию, в частности, публикации. И еще помимо подборок Юрий Александрович дает статьи, всякие статьи о Влодове, о его творчестве. Допустим, там, Равиля Бухараева, или Тимура Зульфикарова, или Юрия Беликова, или Лесина, или Ковальджи…или мою, там….Сейчас вот идет мой материал о том, как Влодов умер в больнице. Вот. Так что полномасштабно это всё идет. И я ему за это благодарна. Спасибо, Юрий Александрович!
Аплодисменты в зале.
Текущее время 32 минуты 37 секунд.
Людмила Осокина. Помимо этого я даю еще, конечно, и в других местах, правда, не столько мне удалось, конечно, сделать, хотя тоже мне удалось кое-что… Но в бумажных изданиях очень сложно публиковаться. Сами знаете, что толстые журналы старые, практически закрыты для публикаций (новых авторов). Пожалуйста, вон какие стихи (у Влодова) , но отказывают не глядя! Я не знаю, что делать. Только вот в изданиях Степанова удалось сделать одну публикацию новых стихов, в «Зинзивере», и статью памятную дали там же дали. Вот. А так даже не знаю…Так что всё это очень сложно. Тяжело.
33.33. Людмила Осокина. Продолжим, значит.
Недавно тут была в соседнем зале, выступал Александр Вулых ,и был у него, так называлось, поэзоконцерт. Причем, плату за вход брали. Я еще подумала, кто же придет? (Тут бесплатно-то не соберешь, а они плату….) Но пришли, заплатили, как ни странно. Пришло много народу… И вот это - эстрадная юмористическая поэзия, то, чем он занимается. Читал огромные поэмы. Я думаю, надо же! Ладно.
Текущее время 34.23 сек.
Людмила Осокина начинает читать стих Влодова «Пустыню искрами осыпал НЛО…»
* * *
Пустыню искрами осыпал НЛО!..
Ночная мгла забилась, как в падучей!..
Запела Соломоновой пастушкой,
Заплакала подраненным ребенком,
Разбойником безбожным рассвисталась!..
Крысиный писк растаял в пыльном небе…
Сухая пыль осыпалась во тьме…
Иуда от подземного толчка проснулся,
Замычал от скотской боли,
Оперся на руки: о-о! Два тупых гвоздя
Торчали в очугунненых запястьях!
Хотел вскочить: о! каждая ступня
Пылала, точно чертово копыто!
Как если б капли олова прожгли
И шкуру, и растянутые жилы…
Он сипло возопил: «Я трижды прав!
Ты - лицемер! Ты - подлый искуситель!
Трусливый и разнузданный ханжа!..»
И рухнул, омываясь липким потом,
И терся лбом о скомканное ложе…
Заметил на подушке - кровь, а не пот,
Кровь, а не пот! И потерял сознанье!..
И захрипел… И где-то взвыл кобель…
Я счастлив, мой тринадцатый апостол!
По-школьному, незрячая любовь…
Прощаю слепоту и глухоту,
Твой бред ночной улыбкой отгоняю,
Целую руки исказненные твои,
Ступни твои дыханьем охлаждаю…
К тому же не забудь, что НЛО,
Лишь плоская вселенская тарелка
Из плоских местечковых анекдотов!
А я - увы! -программа НЛО! -
Я - вымысел носатого народа!
А разве можно вымысел предать?
И нет гвоздей в твоих запястьях детских…
И ноженьки усталые стройны…
Спи, мой дружок, все будет хорошо!
А я подсяду к старому торшеру
И закурю. И все начну сначала.
Пустыню искрами осыпал НЛО!..
37.03. Людмила Осокина. Это стихотворение раньше называлось «Памяти Кати Гуляевой», у них (у Влодова и Кати Гуляевой, дочери певца Юрия Гуляева) как раз были в то время отношения.
37. 17. Людмила Осокина начинает читать еще одно стих Влодова «Гомер. Природа. Бетховен и автор».
ГОМЕР, БЕТХОВЕН, ПРИРОДА И АВТОР
Природа слепа,Как всевидящий мастер Гомер.
Природа глуха,Как всеслышащий мастер Бетховен.
Гомер - незряч. От жизни отлучён.
И потому Христа провидит он.
Он только написать его не смеет
(Быть может и захочет - не сумеет)…
Христос на раны круто сыплет соль,
Черны речей подземные ключи,
Вокруг него растет из боли боль,
И в страхе суетятся палачи.
Бетховен, так сказать, безбожно глух! -
А потому имеет высший слух!
И он импровизирует Христа…
Журчат речей арычные ключи…
Душа Христа - расхристанно проста,
И от души смеются палачи…
Слепа, глуха, но дерзостна Природа! -
«Пришелец тот был неземного рода!
Не зря трещали сполохи в ночи!..
Всё было, есть и будет - под вопросом!..
Но знайте: под мистическим гипнозом
Бессмертный крест вбивали палачи!..»
А где же автор? - что добавит он?..
…Родился я и погрузился в сон…
Я был своим рожденьем изнурен и усыплен…
Судьбы моей орбита мерцала, как молочная река…
Но видел я - сквозь веки -сквозь века -
Тебя, иконописная доска! -
Безвольное лицо гермафродита
С отметиной проказной у виска…
И он предостерег меня перстом!..
И понял!.. Но это все - потом…
39.39. Людмила Осокина. Вот такие, так сказать, баталии. Тема НЛО во все эти дела вплетена. Там, значит, Иуда стал, получается, Христом, его распяли, Иуду, в первом стихотворении. Христос, оказался, наоборот, предателем.
Текущее время 40 минут.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.