Сергей Касьянов. Театр Юрия Влодова

Dec 16, 2012 17:37


Выступление на памятном юбилейном вечере Юрия Влодова в ЦДЛ. Часть 12.



Выступление Сергея Касьянова
5 дек. 2012 г

Людмила Осокина. Я хотела бы пригласить к микрофону Сергея Касьянова, который тоже является свидетелем жизни Влодова, еще из тех давних-давних лет.

Сергей Касьянов. В одном из своих стихотворений Юрий Влодов написал: «Иисусов было семеро». По всей вероятности, и Юриев Влодовых тоже было семеро. Мы не будем все ипостаси Влодова в данном случае обсуждать. Я хотел бы сказать о 3-х Юриях Влодовых, которых я знал, в  той или иной степени.

Начнем  с самой низшей. Это то, когда Юрий Влодов писал, писал за половину советских поэтов. Я условно говорю (за половину). Можно назвать Рубцова, он написал ряд стихов (в его последнюю книгу)

Людмила Осокина. 360 строк за Рубцова написано. Сейчас я их буду, как говориться, выводить  на свет.

Сергей Касьянов. Во всяком случае, все знают про Мару Гриезане, за которую он написал достаточно много стихов. Юрий Влодов освоил профессионально, как знаток русского языка, знаток той самой советской стилистики, которая была очень присуща тому времени. Вот это одна сторона.

Вторая сторона, это Влодов, который писал стихи классического образца, классического советского образца. Мне далеко не все нравится в том, что написано именно в этой сфере, это стихи о родине, о войне и так далее. Хотя есть несколько совершенно гениальных стихотворений, вероятно, они есть в той книге. Я не читал, к сожалению, ту книгу.

Людмила Осокина. Какую? «На семи холмах»?

Сергей Касьянов. «На семи холмах»

Людмила Осокина. Тебе что, нужна эта книжка?

Антонина Ростова. А какое именно?

Сергей Касьянов. «Улетали луга».

Людмила Осокина. А, «Улетели луга».

Антонина Ростова. Знаешь, «Улетели луга», вот здесь, по-моему.

Сергей Касьянов. Я это стихотворение, к сожалению, не помню наизусть.

Я расскажу о том, как в 1994 году было такое смешное издательство «Московский клуб». Этот «Московский клуб» состоял из комсомольцев, которые наворовали очень много цемента и почему-то решили на основе этого цемента издать целый ряд книг. Среди прочих должна была быть и «Люди и боги» Влодова. Она, помню, была подготовлена. В ней было 333 стихотворения и 3 поэмы. Огромная была книга, практически полностью готовая. Должны были быть иллюстрации известных в то время художников. Я могу сказать, что были иллюстрации самых великих.

Уже появился, так называемый, главный редактор, это был Юрий Кублановский, и так далее..

В один прекрасный момент я прихожу: нет ни издательства, нет ни главного редактора, он окончательно вернулся к себе на дачу, нет ни книги, ни рукописи, нет уже готового, собранного набора... Ну, комсомольцы проворовались… Но, к счастью, у меня сохранилась эта книга с авторскими пометками и я, на ее основании, сделал оригинал-макет, думаю, когда-нибудь…он ждет своего часа.

И, наконец, я бы хотел сказать конкретно о Влодове в уже любимой мной его ипостаси. Ведь «Люди и боги» - это вершина его творчества. Но, должен сказать, что человек, не знающий ситуацию с героями этой книги, и видя там имена «Христос», или там, «Бог», «Сатана», «Дьявол» и т.д., пугается. Это одна из причин, по которой влодовская книжка и вообще эти стихи, пока не могут найти в полной мере своего читателя.

И дело еще в том, что Влодов сам артист. Он сам читал артистически. Для него это театр, театр Миньёля. Эти, вырезанные из картона фигурки, на которых написано «Христос», «Сатана, «Дьявол» и так далее. Самим Господом, самим Творцом (с маленькой буквы или с большой - неважно) в данной ситуации был Влодов. Благодаря ему, эти фигурки из театра Миньёля оживали, благодаря его энергетике они жили, существовали, содействовали друг другу каким-то образом. Там, этих персонажей, совсем немного. Это, естественно, Христос, это Господь, это Сатана, вот, Бог-отец и Бог сын, это Магдалина, Иуда. Ну, иногда, совсем редко, появляются другие персонажи. Там есть цикл, который не имеет прямого отношения к «Люди и боги», но кое-что к нему примыкает: это цикл о людях великих. Там ряд стихотворений о Пушкине, Екатерине Великой, стихотворение о Жукове. То есть, это некий, как бы вторичный театр, первичный театр - это то, что я назвал, это «Люди и боги», а вторичный, это вот те, его другие персонажи.

И поэтому, не зная творчества Влодова в полной мере, люди просто пугаются: как же так? как это? Почему у Влодова Сатана и Господь пьют на лужке? Как это вообще возможно? Что за бардак, что за кощунство? Что за кощуница? Вот этот самый термин…

Влодов - это сплошная кощуница или сплошной кощунник, то есть, с точки зрения этих людей, если не понимать сущности театра Влодова. А это всё персонажи его театра. Когда начинаешь это понимать, то все становится, всё встает на свои места. И благодаря огромной Влодовской энергетике, его мощнейшему космическому таланту, это всё производит впечатление.

Я очень не люблю читать стихи Влодова по книжке, но я очень много вещей запомнил тогда в его чтении. Вот и хочу одно стихотворение прочесть.

Антонина Ростова (показывает в книге). Вот, нашла, Люда.

Людмила Осокина (Касьянову). Или ты, может, какое-то другое будешь читать?

Сергей Касьянов. Нет, другое.

Людмила Осокина. Ну, давай.

Сергей Касьянов. Попробую тоже изобразить интонацию Юрия Александровича.

Сергей Касьянов (читает).

*             *             *

Всё скрестилось. И Спаситель поднял голову,

Желчным оком разжигая произвол.

Как секирой по расплавленному олову,

По глазам первосвященников провел.

«Разве истина в кровавой человечности?!..

Ха! - явились на позор, как на парад!..»

И таилось в предвечерней лунной млечности

Ухо Богово - округлый аппарат…

Покатилась иудейская история

Каплей крови по Господнему ребру…

И, похожие на пепел крематория,

Пейсы старцев трепыхались на ветру.

Сергей Касьянов. Вот, всего-то 12 строк.

Спасибо.

Аплодисменты

цдл, юрий влодов, сергей Касьянов

Previous post Next post
Up