25 сент в московском клубе "Билингва" произошла презентация двух книг известного критика, гл. редактора журнала "Знамя" Сергея Чупринина.
Это "Малая литературная энциклопедия:русская литература сегодня" и "Признательные показания", в которой собраны литеартурно-критические статьи и очерки, написанные автором в разные годы.Выпущены книги были в издательстве "Время".
Я уже давала краткую информацию об этом, ставила фото, а сейчас предлагаю видео, а также несколько кратких текстовых фрагментов из этих видеовыступлений.
You can watch this video on www.livejournal.com
Открытие вечера Юрием Цветковым, руководителем "Культурной инициативы!
You can watch this video on www.livejournal.com
Выступление Сергея Чупринина
Тестовый фрагмент
- Дорогие друзья! Коллеги!
Я начну вот с такой маленькой жизненной истории.
Однажды я говорил с одним известным писателем, очень хорошим писателем, моим товарищем.
Я ему сказал:
- Знаешь ли ты, чем мы, литературные критики, отличаемся от вас, прозаиков и поэтов?
- Чем же? - спросил он с живейшим интересом.
- Тем, что мы вас читаем, а вы нас - нет.
Этот разговор я потом повторил с другими людьми несколько раз. В общем-то, честно говоря, никто мне особенно не возражал. Поэты, прозаики, конечно, смотрят литературную критику, читают литературно-критические статьи, но исключительно о себе. А уж что касается литературно-критических книжек, то мне не приходилось встречать ни одного поэта, ни одного прозаика, который читал бы литературно-критическую книжку, тем более, такую толстую, как эта.
В той части, которая касается вот этой книжки, словаря, я расскажу вам еще одну историю. Сижу я у себя на работе, в кабинете, приходит наш автор, славный, талантливый человек и говорит:
- Мне сказали, что вы написали словарь. Это так? Правда?
- Правда, - говорю.
- А обо мне есть там?
- Есть, - говорю я.
Он удалился, посмотрел словарь с того места, вернулся и говорит:
- Нельзя ли попросить снять ксерокопию с этой страницы?
Ну, зачем ему вся остальная литература? Его же занимает только он сам.
……………..
Я, с вашего разрешения, немножко расскажу о себе.
Я начинал, как и часть присутствующих в этом зале, как литературный критик: писал рецензии, статьи, реплики, литературные фельетоны, работал с текстами, а также работал в жанре «большой мудрой статьи». Обзоры годовые тогда были в большой чести, и прочее…Я стал чувствовать, что мне постепенно наскучивает это.
Я не знаю, что бы со мной было дальше, но обстоятельства сложились таким образом, что я стал журнальным редактором, а быть журнальным редактором и литературным критиком одновременно невозможно по определению, это два рода деятельности, которые друг друга исключают.
Потому что невозможно бранить своих авторов, невозможно хвалить своих авторов, невозможно бранить чужих авторов и т.д. Руки связаны, а язык тоже.
Ну и, Слава Богу! - сказал я сам себе. На этом моя литературно-критическая деятельность и завершится. Но она не завершилась, конечно же...
…Я стал собирать какие-то сведения о писателях. В начале 90-х годов было непонятно, кто жив, кто умер, кто уехал куда, кто торгует на рынке…Это было неясно и кто-то должен был эти сведения собрать.
Сначала я делал это на каталожных карточках, потом обзавелся компьютером, ну и вот один из промежуточных итогов этого самого труда (показывает на энциклопедию).
….А параллельно, все-таки, что-то иногда понемножку писал. Но литературным критиком в строгом смысле этого слова я себя не чувствую уже лет 10, может даже 15. Более того, я себя даже филологом не чувствую.
…..Для меня литература - это не мир текстов, как для филолога, это не библиотека, это мир людей. Это зал, где собираются люди, больше-меньше, как сейчас, например. Или столько, сколько собирается на вручение премии «Поэт». Это, кажется, самая большая аудитория, из всех, которые собирается на какие-либо литературные сюжеты.
….Я не люблю сейчас употреблять в своих книгах иностранные слова, умные выражения, сложные грамматические, академические или какие-то еще конструкции. Я стараюсь писать проще. Потому что мне хочется, чтобы мои книги читали обычные, нормальные люди. Я стараюсь быть для них занимательным рассказчиком той или иной истории, той или иной литературной судьбы, той или иной литературной биографии.
…Я благодарю издательство «Время», которое выпускает эти книги без всяких видов на коммерческий успех. Я благодарен всем, кто эти книжки потом ставит себе на полку, потому что - читать - не читать - это дело уж такое, как сложится. А вот эта книжка каждому литератору, мне кажется, нужна, каждому человеку, связанному с культурным процессом, нужна просто как справочник.
В моем компьютере зреет Большая литературная энциклопедия, объемом раз в 12 больше, чем вот этот том. Но может быть успехи технического прогресса, интернетизация дойдут и до меня, и она выйдет в итоге вот в таком, интернетовском виде.
You can watch this video on www.livejournal.com
Выступление Бориса Пастернака, директора издательсва "Время"
Текстовый фрагмент выступления Бориса Пастернака
Фрагменты выступления Бориса Пастернака
Я продолжу вот эту историю, которую Сергей Иванович рассказал, про ксерокопию одной странички.
Дело в том, что мы собирались ехать на ярмарку, в Минск.
И я у Сергея Ивановича спросил: «Ну, как Вы думаете, сколько мне взять с собой книжек?» Тут мне Сергей Иванович эту историю и рассказал, про страничку. Но я …не поверил. Не может же быть, чтобы эту книгу не купили там, где 65 человек русскоязычных писателей, о которых никто никогда в жизни не писал, неужели каждый для себя не захочет купить книжку?
«Нет, - сказал Сергей Иванович, - не захочет».
Но я его не послушался. Мы взяли все-таки несколько пачек. Надо сказать, что мы их все продали.
Писатели вели себя строго по описанному. Они подходили, открывали, находили себя, потом, бормоча под нос, уходили в сторону, показывали кому-то, и… возвращали книгу.
Как правило, не покупали.
Но все книжки были распроданы читателям, которых, Слава Богу, еще больше, чем писателей, хотя тенденция такова, что, как сказал бы математик, эти два множества сближаются.
Но, тем не менее, книги были проданы, мы больших затруднений с реализацией этих книг, в принципе, не испытываем. Дело в том, что они очень точно попадают в аудиторию, которая в них нуждается.
…Мы знаем совершенно точно, что есть люди, которым эти книги нужны. Есть библиотеки, которые покупают эти книги по несколько экземпляров. Поскольку у нас много библиотек среди покупателей, то значительная часть тиража расходится сразу.
….Мне кажется, нам сильно повезло. Во-первых, потому, что эти книги созданы, написаны Сергеем Ивановичем, я имею в виду, нам, всем. Нам, как издательству, повезло, что он сотрудничает с нами. У нас не возникает каких-то проблем и конфликтов с выходом этих книг. Ну и мне кажется большим везением, что эти книги существуют виде книг, а не только виде файлов.
…Я думаю, что у Сергея Ивановича получилось, по сути, собрание сочинений, ведь мы, я бы сказал, специализированы, в известной степени на выпуске собраний сочинений. И Сергей Иванович оказался для нас не только бесценным консультантом в этой нашей деятельности, но и автором собственного собрания сочинений. Наверное, мы его как-то переиздадим потом более единообразно.
…Но, в любом случае, эти книги, пусть даже и в таком виде, уже заняли свое место на книжной полке любого культурного читателя.
Спасибо, Сергей Иванович, за то, что Вы это сделали.
You can watch this video on www.livejournal.com
Выступление известного писателя Анатолия Курчаткина
You can watch this video on www.livejournal.com
ВЫступление Юлии Рахаевой
You can watch this video on www.livejournal.com
Выступление Дмитрия Бака
You can watch this video on www.livejournal.com
Выступление Елены Холмогоровой
You can watch this video on www.livejournal.com
Выступление Ирины Родняннской
Фрагменты выступления Ирины Роднянской
....Энциклопедия - это неисчерпаемый кладезь и эстетического наслаждения и практической подмоги.
....Эти все тома у меня под рукой, и надо сказать, что я первым делом не о себе там посмотрела, а посмотрела обо всех своих знакомых странички, а потом уже, что написано про меня. Потом я еще там массу интересного нахожу, конечно, и в частности, такая мелочь, я узнаю отчества людей, к которым надо обращаться, когда пишешь по эмэйлу, дни рождения узнаю… Это огромное подспорье.
....У нас никто, кроме Сергея Ивановича, не занимается тем, что называется социологией литературы. То есть, занимаются люди, академические, такие, как Борис Дубин. Вот он пишет, у него статистических выкладок много, и его выводы иногда ошеломляют. Но я почему-то в статистику не верю, а читать мне, честно говоря, скучновато. Потому что это очень добросовестные, но чисто академические изыскания.
Здесь же, удивительное дело, столько категорий новых, столько терминов, которыми начинают пользоваться все больше и больше, сколько подсобной классификации создано человеком, который обозревает литературное поле, как поле драматического действа. В-общем, я уже совершенно не могу обойтись без этих определений.