Продолжу начатый рассказ (
http://ludmila-belykh.livejournal.com/90338.html -часть 1) о небольшой «коллекции» моих игрушек.
Конечно предыдущие промыслы игрушки менее известны, но есть и те, что на слуху).
--------------------------------------------------------------------------------------------
«Язык знаков и символов присущ народной игрушке, как и всему народному искусству. В росписях, узорах, утвари всегда читаются зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия. Прежде всего, это касается солярных знаков - солнечного символа. Его можно встретить на глиняных филимоновских игрушках в виде лучистого круга, солнечный полукруг мы встречаем на юбках женских фигур из Каргополя, циркульный орнамент является одним из основных декоративных мотивов. Зерновидные овалы и точечный орнамент напоминают о древнем культе зерна, злака. Часто они располагаются среди цветных полос или в ячейках квадратов, что символизирует распаханную землю, горизонтальные и вертикальные волнистые линии в орнаментах - знак воды небесной и земной.
В народной игрушке мы видим сплав реального и ирреального. Создавая ее, народный мастер черпает свои впечатления из окружающей реальной жизни, но не стремится к полному правдоподобию. Он создает выразительный образ животного, человека, птицы, отражая то главное, что присуще персонажу. Для этого он сознательно преувеличивает, поэтизирует, обобщает качества, которые образ характеризуют. При этом, он руководствуется собственным миропониманием, пришедшим к нему от его предков. В этом сказывается обрядовая, ритуальная предыстория игрушки, когда создание фигурки имело определенный магический смысл и силу, а образ, который воплощал эту силу, шел из глубины веков».
http://www.hramislovo.ru/ortho_present/trip_to_world_of_folk_toyhttp://glina.teploruk.ru/ Скопинская игрушка (рязанская)
Несколько скопинских игрушек мне дороги, прежде всего, тем, что были одними из первых, как эта птичка (все тех же начала 90-х годов).
«Скопинская керамика родом из города Скопина Рязанской области. Узнаваемы фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками». Орнамент, цвет, сложный силуэт объединяют посудные части изделий со скульптурными, образуя целостные декоративные предметы.
«Фирменный стиль» скопинцев сразу угадывается: округлые очертания изделий, фестончатая отделка. Изделия лепили на гончарных кругах, оформляли с помощью процарапывания, штампиков, апликаций и налепов. После этого глазуровали, причем глазурью разных цветов. Кроме декоративных скульптурных сосудов, делали тут и просто скульптуру: драконов, львов, игрушки. Для игрушек характерна простота форм; к обычным персонажам русской игрушки здесь прибавили драконов и легендарную птицу «Скопу». Игрушки не расписывали, использовали цветные (зеленой, желтой) глазури или обварку из разных составов, чтобы варьировать цвет от светло-бежевого до красно-коричневого».
Льва и птичку я люблю, а дракона за «мятость» формы всегда недолюбливала).
А рыбка-свистулька на переднем плане относится к суджанской глиняной игрушке (г. Суджа, Курская обл. мастер Спесивцев ). Эта форма свистулек только для этого промысла характерна, свисток - вещь ритуальная (две птички-свистульки для влюблённых; барышня ждёт, когда оба одновременно свиснут)), так что жаль, что одна. . ..)
Конечно, есть и одиночные игрушки Жбаниково, Торжок, описывать которые можно лишь для того, что бы назвать, обозначить промысел.
Ведь уровень игрушек в принципе тоже отличается, бывают игрушки традиционные промысловые, бывают художественные авторские, музейные или сувенирные… (умолчу про кич).
Часто игрушки мне привозят, дарят друзья, интересно сравнивать, например две кошки.
Одна, та что слева куплена, по-моему, на сувенирной ярмарке в Подмосковье, но в ней все же есть движение, характер, апеллирующий к традиции декор, вторая, что справа, привезена в подарок из Архангельска, но, не смотря на традиционную технику обварной керамики, ее пропорции (почувствуйте их соотношение) и главное мордочка (!!), с боольшим трудом удерживают ее в ряду игрушек сувенирных, поскольку прикладное искусство никогда не может быть «мультяшным», это просто исключено..
Так же как разительно, к примеру, отличается настоящая мелкая пластика Гжели (слева), лаконичной выразительностью формы, задушевностью, от сувенирных фигурок «под гжель» продаваемых ежегодно под праздник, с избыточным декором на невнятных формах и пропорциях.
Каргопольские глиняные игрушки
«Каргопольские глиняные игрушки, родом с Русского Севера - хоровод нарядных, подбоченившихся барышень в кокошниках с черными бусинками глаз, им лихо играет на гармони косолапый, рядом - целый зоопарк: зайцы с морковками, козлы, олени, коровы, свистульки-утушки, веселые, задорные. Не менее любим здесь и другой фантастический персонаж - важно стоящий на четырех конских ногах бородатый крепыш в широкополой шляпе, сказочный получеловек-полуконь, таинственный русский кентавр, а по-местному - Полкан. И у всех этих симпатичнейших существ на груди, на боках, на широких сарафанах - странные, загадочные знаки - символы: овалы, кресты, ромбики с точками внутри, уходящие корнями глубоко в язычество».
Каргопольские всегда были одними из любимых.
Такие узнаваемые, радость в этой игрушке просто разлита, улыбка, задор, юмор, в сюжетах, в цвете, но роспись то еще от архаики осталась.
Каргопольские лепила когда-то и сама, сохранилось еще несколько).
Есть у меня семейка родом все с тех же лет, парочка, коза, конь, барышня, всадник..
Очень люблю и эту каргопольскую парочку в технике обварной керамики.
Добавились и новые, сверкают, радуют свежими красками, так с бирками и живут, что бы фамилии мастеров не потерять.
У промысла есть и современная история. Сейчас игрушку лепят на архангельском предприятии «Беломорские узоры», вклад в возрождение промысла внес старый мастер Александр Петрович Шевелев, современные игрушки все так же хороши, хоть и одинаковы..
А имя самой самобытной каргопольской мастерицы - Ульяна Бабкина, баба Уля...
Я когда-то чуть не стала обладельницей ее игрушки, уже после института разговорившись с одним однокурстником, который не будучи увлеченным обладал и предлагал от всей души), что-то тогда не сложилось, а вспоминаю)) ..реликвия..
Нужно сказать, что у меня никогда не было самых известных промыслов, Дымки, Филимоново, Абашево, ну почти.
НЕ было, до недавнего времени.
Многое изменила выставка «Ладья» и знакомство, сначала заочное, а после и дружеское, с Аней Кивой
kivaanna и ее замечательной «
Лавкой образов», которая отбирает, находит самые настоящие и образные произведения народного искусства.
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.
Филимоновских у меня раньше не было.
Первая «Любота» (Елены Орловой) - появилась от «Лавки образов», спасибо Анне Киве, с «Ладьи» добавились конь и всадник (Владимира Першина).
Промысел настолько известен, и с прекрасной судьбой, что стоит почитать о нем отдельно, что от себя добавить.
Фантастична! Во всех смыслах, мистическая, тягучая пластика форм, ритм ярких красок, а цвет!!.. Притягивает взгляд, где бы ни стояла, выделяется даже среди моего яркого окружения, удивительно современна, вписывается везде. Первое время видела только ее), пройти мимо не могла, руки тянулись и хотелось тянуть-тянуть вверх эту линию, повторяя замысловатое движение танца..
А инопланетная пластика игрушек свойством местной глины прежде всего обусловлена, жирной, тягучей, тяжелого верха не выдерживающей, но белой после обжига, так, что и грунтовать не нужно.
Романовская игрушка
Романовская игрушка из Липецка, была для меня открытием на прошлогодней «Ладье».
Я ее не знала. Точнее не знала такой.
У меня была одна романовская игрушка, совсем иная.
Но в постах Ани Кивы о романской игрушке
http://kivaanna.livejournal.com/152624.html есть птички похожие по форме, но если судить по этикетке - романовская, 1991 г., г.Тула, не Липецк?
Загадка.. может ошибка..
На той "Ладье", хоть и была я в последний день, и выбора почти не было, игрушки меня впечатлили и запомнились очень. Позже благодаря опять же «Лавке образов» появились романовские игрушки и в моей компании, все они от мастера Виктора Васильевича Маркина восстанавливающего промысел (Аня Кива, то только лучшие всегда выбирает).
Непривычные (масштабом), очень крупные (возвышающиеся среди моих прочих), мистически серебристо поблескивающие. Пропорции удивительные, и загадочность в них какая-то есть, и радость..
И удивительное чувство, мы с ними на Вы, они все время сохраняют какую-то дистанцию..
Абашевские игрушки
И конечно абашевские игрушки - моя невероятная последняя любовь.
«Абашевская глиняная игрушка свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район Пензенской области).
Промысел известен с середины XIX века. Первоначально игрушка изготавливалась гончарами попутно для детских игр. К началу XX века «дудки» стали основной продукцией отдельных мастеров. Их делали в 12 дворах 16 человек».
«Абашевцы» выделяются своей пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью, отходом от натурализма... «Дудки» раскрашивались яркими масляными красками, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий - домашние животные, офицеры, барыни-«дуры», почерк наиболее талантливых мастеров ( Л.Ф. Зоткин) отличал сатирический характер в части изображений животных: городовой со взятками, городовой на свинье и так далее.»
Почему их не было у меня раньше?
ТАКИХ не попадалось, настоящих! Сувенирных была парочка, но не трогала..
Чем разнятся? Лепкой. Формой, эмоцией!
Вот просто видишь, чувствуешь по форме как пальцы мастера выводили, лепили форму, где единым движением, где мощным мазком, а контур, завиток, силуэт, осанка..
Какая мощь в них, монументальность, скульптурность, сконцентрированная сила, собранность. И не зависимо от размера, и в малой игрушке все тоже.
Цвет локальный - энергия.
А энергетика! нереальная, простраство вокруг просто трещит..
Олень-утро, олень-древо, олень-огонь, оберег, защитник в доме.
Полюбились они мне так сильно, что сложно было остановиться).
Настолько они мои.
А в "Лавке образов" игрушки, которые находит, заказывает, привозит Аня Кива, самые, самые, лучшие, от настоящих мастеров, эти от Евгения Валентиновича Соловьева, что продолжает традиции Зоткина.
.
Что сказать, невероятные, нереальные, по силе, по пластике, ведь и в рамках одного промысла уровень довольно разный может быть.
Сравнивать можно и нужно, к сожалению, лицо современного абашевского промысла ныне совсем иное. Есть у меня один олень для сравнения, на одной из прошлых выставок долго беседовала на стенде игрушки с мастером, без игрушки уйти не смогла (но понимая в душе, нет, нет, не то, не мое), а поставила подальше, всегда она вызывала во мне дискомфорт.
Сравнить можно, две игрушки, двух мастеров, объяснить тут сложно, нужно почувствовать. Какая вялая (а в больших игрушках, я бы даже сказала манерная, на выставке их много, видно) линия и контур в одной, и какая сжатая энергия в другой, и даже если сравнить ее с простыми сувенирными абашевскими игрушками, как далеко это от истинно народной традиции, по смыслу, по эмоции, или просто эмоция это не моя...
Сувенирные (детские) справа и авторская слева..
И как хороши игрушки. … вот когда они так собираются вместе (Антоша любит их так вместо со своими расставлять)).
И сам силу в себе ощущаешь достоинство, энергию.
Вот такие они игрушки и разные, и веселые, и глубокие, сил придают, воспитывают , вдохновляют.
И счастлива, что снова к ними вернулась.