Сад - коллекция

Dec 20, 2012 00:29

Тема "Сада-коллекции", поднятая недавно в рамках конкурса, всколыхнула садоводческие и дизайнерские умы и души ).
Что ценно уже само по себе, за что отдельное спасибо организаторам и идейным вдохновителям!

Конечно, закономерен вопрос, что  же собственно такое "сад-коллекция", какие сады мы к ней можно отнести, и в чем  их проблема.



Очевидно, что с одной стороны смешались воедино два явления.
Как собственно коллекционирование - продуманное собрание определенных  видов и сортов (явление все же более редкое, если рассматривать в массовом масштабе), так и просто увлечение растениями - покупка, и посадка всего что привлекло и понравилось (а скорость развития современной селекции  передышки садоводам не дает)).
Что понятно, ведь все такое красивое, и каждый год новое, и кого-то уже есть, и лето короткое, и красивого в жизни меньше чем хочется, и вообще о цветах и прекрасном оно приятней, и чудо-ожидания вновь распустившегося цветка ничто не заменит…)

Да и просто любительский сад, по определению страдает большим количеством всего и разного.
Как можно купит вторую хосту такую, же как и первую, и зачем??..:)

Нюансы коллекции и собрания, конечно, есть, но и проблема плюс-минус одна - дробные, разрозненные посадки чаще всего.

Задача - собрать, цель - дизайн.
Главенство (первичность) композиции над коллекцией, общего впечатления над его составляющими.

Каковы варианты решений?

Свита.

Свита для растений, оправа, оттеняющая изысканное собрание.
- Растения, которые вносят дополнительные элементы в композицию в случае ее однообразия (например, коллекция одной культуры), цветущие до и после.

Помните новшество «Сада роз» Витты Секвил-Вест в Сисенхерсте, с подбором свиты для однократно цветущих старых сортов роз?

- Или что чаще, некие дополнительные растения, способные собрать разнообразные посадки за счет повторяющихся элементов.

Как трудно построить композиции из одного, положим только из вертикалей (ирис сибирский), или  горизонталей (хосты, например), без дополняющий и сопутствующих растений, так и трудно собрать разное, не объединяя чем-то одним (хорошо, двумя :)).

Сад роз. Сисенхерст. Традиция



Ден Пирсон. Современность



Композиция.

- Увлечение выращиванием одной культуры, где она может быть акцентом, повтором, тематическим растением в композиции.

- Комбинирование имеющих растений исходя из принципов тематических, экологических, эстетических.

Можно вспомнить тот же сад Бет Шатто с коллекцией растений с одинаковыми требованиями для определенных экологических условий (гравийных, водных, теневых), построенные по  эстетическим законам и правилам.

Сад Бетт Шатто. Традиция






Пит Удольф. Композиции на тему прерий. Современность.







Сад и  структура.

Сильная планировочная структура, позволяющая вписать («переварить») любой растительный набор.
Подавить, затмить? В определенном смысле, но скорее выйти на первый план (от чего общий визуальный эффект выиграет), позволив двигаться от решения пространства (эффектного, интересного, оригинального, грамотного и т.д.) к разглядыванию, восприятию его наполнения. От общего к частному, от структуры пространства, к редким растениям.

Но при таком движении мы получаем Сад, сад с коллекцией, а при обратном - лишь коллекцию, чаще без сада.

Вспомнилась поездка по бельгийским садам (где есть практика приглашения специалистов на этапе планировки, и ее самостоятельным заполнением растениями в дальнейшем), и первый сад из увиденных.
Явно доминирующий планировочный ход, с довольно посредственными посадками внутри.
Традиция.






Бельгия частный сад. Проект Дина Диферме, посадки владельцев. Традиция



Пример Сада-структуры от Марины Крячко.
Планировочное решение (которое можно наложить и продолжить практически на любое пространство),  позволяющее вписать любой набор растений, заведомо их организующее.
Современность.




Сад-структура. Кристофер Бредли-Хоул




Энди Стеджен






Здесь же упорядочивание, ограничение, систематизация (композиционная, планировочная) экспонируемых растений.
Растительная, жесткая -любая.

Традиция.






и коллекция природы. Современность



Зеленая структура.

Структура зеленых объемов, изгородей, дендропластики, способная исправить, собрать хаотичные посадки, планировку, в том числе вообще ее игнорируя, или не подчеркивая (особенно неудачную).

Англия. Пешли Менор. Традиция



Структуры из кустарников в цветниках Дины Диферме. Бельгия. Современность









Цвет.

Дробные посадки требуют единого цветового решения, продуманного отношения к колористике.
Цветом можно собрать большое разнообразие, разобрав имеющиеся растения по цветовым группам, или сочетаниям.

Вариант когда и так все устраивает тоже есть.

Белый сад. Сисенхерст



Хемптон Корт шоу 2012



Пит Удольф



Что требуется, может желание взглянуть иначе, или  примерить однажды не свой фасон?)).

частный сад, мнение, Стили и Образы, приемы

Previous post Next post
Up