Русские народные промыслы - Синеокая Гжель (часть 2)

Nov 07, 2013 17:02

Оригинал взят у katani08 в Русские народные промыслы - Синеокая Гжель (часть 2)


Художник Игорь Белковский - картина из серии "Вернисаж"

Попурри из русских народных мелодий
                        Исполняет Оркестр народных инструментов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы


              
              

После революции, в 1918-1919 годах, в Гжельском керамическом районе были национализированы все фабрики и мануфактуры. Из них семь наиболее крупных и хорошо оснащенных стали государственными заводами - они выпускали продукцию технического назначения. Художественный же промысел Гжели в этот период захирел. Местное население мало принимало участие в разработке новых видов и образцов для тиражирования. В основном разработки делались от случая к случаю художниками из Москвы.

Небольшой подъем наметился во времена НЭПа - начала складываться местная система профессионального образования, в частности, в селе Новохаритоново открылась Керамическая школа.
В Гжели появились профессионально подготовленные мастера. Наиболее удачные изделия гжельского фарфора даже шли на экспорт.
А затем перед государством встали грандиозные задачи модернизации экономики, ответом на которые стали индустриализация в промышленности и коллективизация в сельском хозяйстве. В это время государству было не до народных ремёсел. На долгие годы была прервана преемственность мастерства.






Возрождение Гжели началось после войны замечательным русским человеком, искусствоведом, бывшим графом Салтыковым Александром Борисовичем. И началось оно с изучения старых гжельских изделий. Александр Борисович работатал в НИИ Художественной промышленности. Он впервые атрибутировал гжельскую керамику XVIII века и задался целью возродить промысел.

К исследовательской работе он привлёк художницу Наталью Ивановну Бессарабову. Вместе с ней они составили альбом зарисовок коллекции Государственного Исторического Музея и на основе этого материала были разработаны эскизы современных керамических изделий.
Александр Борисович Салтыков разработал методику особой росписи - мазок подглазурной кобальтовой краской по белой гжельской глине. Позже и местные художники овладели росписью с тенями - от глубоких тонов до очень светлых и легких.

Салтыков
Александр Борисович


В 70-е годы этот стиль был признан как особый, гжельский. Именно в таком виде он стал одним из национальных символов России.

Опытной площадкой для внедрения этих разработок было выбрано одно из предприятий Гжели, в деревне Турыгино, где на то время выпускали изделия из фарфора, но, к сожалению, они не отвечали лучшим традициям гжельского народного промысла.
В 1944-1956 годах удалось внедрить в производство несколько образцов изделий с новой кобальтовой росписью.

Наталья Ивановна Бессарабова обучала мастериц особым приёмам гжельской росписи.
Сначала они выполняли росписи на фарфоре по эскизам Бессарабовой, но потом стали делать и свои композиции.




К 1983 году творческий коллектив мастеров и художников составлял уже около 70 человек.
Большую роль в организации и развитии самого крупного предприятия на гжельском промысле - "Объединение Гжель", играл его генеральный директор, заслуженный работник культуры России, лауреат государственных премий, Герой Социалистического Труда Виктор Михайлович Логинов. Именно ему Гжель во многом обязана своей славой и популярностью.


В 70-90-х годах гжельская посуда стала очень модной.

Логинов
Виктор Михайлович

Но, так как в основном все процессы выполнялись вручную, выпуск продукции был ограничен, что не давало возможности удовлетворить спрос на гжельские изделия в полной мере, хотя выпуск продукции увеличивался с каждым годом.

В те годы народным художественным промыслом называли те предприятия, которые выпускали традиционную продукцию, как правило - это было одно производство на весь традиционный район.



Сложные времена наступили после распада Советского Союза. Заводы гжельской местности, чья традиционная продукция потреблялась прежде электротехнической, химической и медицинской промышленностью, а в новых экономических условиях оказалась невостребованной, стали искать пути выживания и обеспечения своих коллективов работой. Их руководители решили выпускать посуду, используя известный стиль и технологию бело-синей Гжели, копируя её формы и рисунки.

Кто-то стал ставить свое имя, а кто-то воспроизводил на своих изделиях товарное клеймо Гжели и даже факсимильную псевдоподпись известных мастеров. Только в районе Гжели возникло около тридцати предприятий, производящих подделки, и около семидесяти таких же в Москве и других регионах России.


Все эти предприятия убивали известный народный промысел низкими ценами.
В начале 2000-х на подъезде к деревне Зюзино обращал на себя внимание плакат, предлагавший “гжельскую” посуду по цене от 10 рублей, в то время как настоящие гжельские изделия дороже в разы.
Кроме того, низким качеством и безвкусными сюжетами изделий они вредили доброму имиджу Гжели.
Не случайно потомок известных промышленников Кузнецов, проехавший по Егорьевскому шоссе и видевший развалы подделок, прислал Виктору Михайловичу Логинову гневное письмо, в котором есть такие слова:

“Логинов! До чего ты довел нашу родную Гжель! Разве можно производить и продавать такое безобразие?!”.
Возмущение Кузнецова было справедливо, вот только громы и молнии он метал не по адресу.



Постепенно не только "Объединение Гжель", но и другие предприятия стали выпускать действительно художественные изделия. На работу стала приходить молодежь, получившая профессиональные навыки в Гжельском техникуме.
Если вначале ассортимент предприятий мало отличался друг от друга и в ход шло копирование или заимствование моделей, то уже к 2004 году утвердилось стремление создавать свою индивидуальную коллекцию изделий, качество продукции заметно улучшилось, художественный уровень вырос, особое внимание стало уделяться ассортименту.


Таким образом, гжельский промысел стал возвращаться к былым временам развития художественного производства.

К 2007 году по-настоящему художественные изделия из фарфора стали выпускать уже несколько предприятий.

Каждый гжельский коллектив освоил свое направление в производстве фарфора и приобрёл своё лицо. Одни отличаются уникальными авторскими работами художников.
Другие сегодня выпускают разнообразные и недорогие, но не в ущерб качеству, серийные изделия, в основном утилитарного назначения.
Есть предприятия, которые специализируются на выпуске светильников и настольных ламп.
Есть такие, которые выпускают изящный фарфор, украшенный графической росписью.
Но и майолика, с которой всё когда-то начиналось, тоже не забыта.

Традиции народного промысла Гжели живут и развиваются. Руки художников и мастеров вселяют душу в неодушевлённую глину, чем превращают её в произведения настоящего русского народного искусства.




              

Есть сегодня в Гжели художники, которые работают индивидуально. Такие, к примеру, как художник Карпухин Сергей Иванович, замечательные работы которого радуют глаз и поднимают настроение.



Выйду на улицу, гляну на село - русская народная песня
Поют - Надежда Кадышева, Олег Газманов и ансамбль "Золотое кольцо"


       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       


              
              


Можно съездить на экскурсию в Гжель для того, чтобы на месте познакомиться со знаменитым народным промыслом, а по дороге заехать в фирменный магазин, чтобы, если не купить, то хотя бы полюбоваться гжельскими изделиями, каждое из которых - это произведение искусства.
Такую красоту, как на этих фотографиях, можно купить по дороге.

Можно попробовать самим знаменитые гжельские приёмы росписи посуды. Правда, рисовать придётся на бумаге.

Гжель - Экскурсия: завод, музей и мастер-класс для экскурсантов




С удовольствием получила бы такой подарок, хотя точно знаю, что удовольствие это не из дешёвых.)))


              
              

Гжель - один из национальных символов


Поскольку слово "Гжель" - это один из опознавательных знаков России, её символов, это имя присваивают организациям, творческим коллективам и даже теплоходам.

Вот такой замечательный корабль плавает по Москва реке. Теплоход "Гжель" построен по специальному проекту. При оформлении салонов дизайнеры не упустили ни единой детали, все вплоть до посуды выполнено в неповторимом гжельском стиле.


              

Вот и один из российских танцевальных коллективов взял себе имя - "Гжель".
Руководит этим ансамблем народный артист России Владимир Михайлович Захаров.



Танцевальная композиция "Сказочная Гжель"


              
              

Гжель - это стиль



Особая манера нанесения рисунка и бело-синяя расцветка гжельских изделий дали начало целому направлению в дизайне, который так и называется - Гжель.

В первую очередь это имеет отношение к изделиям из керамики: отделочной плитке и сантехническим изделиям.

Замечательно смотрятся оформленные в таком стиле ванные и кухни.


Художники по текстилю применяют этот стиль для украшения декоративных тканей.
Разрабатываются целые серии схем для вышивок в стиле "Гжель".
Шьются и вяжутся
предметы одежды, в которых используются рисунки под "Гжель" - напечатанные, вышитые, вывязанные.

Даже автомобили некоторые оригиналы - любители народного искусства Гжели, раскрашивают в этом стиле.



Причём, как это часто случается, здесь стыкуются несколько различных народных промыслов: раскраску автомобилей осуществляют специалисты по художественному оформлению изделий из металла - художники Жостова.

На такой приметной машине ездить нужно очень аккуратно.)))



Этот стиль пригоден не только для оформления вспомогательных помещений, но и для жилых комнат и помещений общественного назначения.


Люстры, бра, настольные лампы, часы и телефоны в сочетании с декоративными тканями, выполненными в этом стиле, прекрасно дополняются гжельскими сине-белыми фаянсовыми и фарфоровыми


настольными и напольными вазами,
пепельницами и статуэтками. Это создаёт неповторимый облик помещения, в котором всегда уютно отдыхать и работать, поскольку благородное сочетание всех оттенков синего с белым располагает к отдыху и вдохновляет на творчество.

Мода - дама капризная, она меняется очень часто, но мода на изделия русских народных промыслов непреходяща.





И, конечно же, Гжель на столе - праздник в доме.


       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Синеглазая посуда:
Чашки, ложки, вазы, блюда -
Диво-дивное! Откуда
Вдруг взялось такое чудо?


              
              
























Ах, ты, зимушка-зима! - русская народная песня
Поёт Владимир Маторин





ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА

гжель, декоративно-прикладное искусство, народные промыслы

Previous post Next post
Up