Оригинал взят у
rodich2007 в
Костюмированный бал в Зимнем дворце в феврале 1903 года Костюмированный бал в Зимнем дворце в феврале 1903 года считается самым известным праздником в империи за все время царствования Николая II. На нем присутствовала вся знать империи - и не просто присутствовала, а была одета в роскошные костюмы в русском «допетровском» стиле.
Нам повезло - до наших дней дошло довольно много фотографий с этого бала: групповые снимки гостей, парные снимки Николая II c Александрой Федоровной, фотографии великих князей и прочей знати. Некоторые костюмы, впрочем, сохранились не только на фото: так, некоторые из них сейчас демонстрируются в рамках выставки «Русский стиль» в Музее истории Петербурга.
Бал был устроен в честь очередной годовщины дома Романовых и состоялся 13 февраля, после окончания Рождественского поста. Двумя днями ранее, 11 февраля, состоялся костюмированный вечер: гости собрались в Романовской галерее и, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью «русским поклоном». Потом - концерт в Театре Эрмитажа с включенными в него сценами из оперы «Борис Годунов» (исполнитель - Федор Шаляпин) и из балета «Лебединое озеро» (одна из участниц - Анна Павлова). (Наверное, как шутили в тех кругах, это был единственный раз, когда актеры на сцене смотрели в зал с еще большим интересом, чем зрители - на сцену). Далее гости переместились в Павильонный зал, где танцевали «Русскую». И наконец - праздничный ужин в Испанском, Итальянском и Фламандском залах.
Но все это была «подготовительная часть», а основная прошла 13 февраля. На бал собрались около 400 гостей, и все участники были наряжены в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Костюмы создавались по эскизам художника Сергея Соломко с привлечением историков-консультантов, были максимально достоверны и стоили целое состояние. Император оделся в костюм царя («выходное платье Алексея Михайловича»), императрица - в костюм царицы Марии Ильиничны, придворные дамы - в сарафаны с кокошниками, кавалеры - в костюмы сокольничих или стрельцов. На декор костюмов не скупились: платья и кафтаны были щедро украшены редчайшими мехами, огромными бриллиантами, жемчугом, самоцветами - большей частью в старинных оправах (из шкатулок, по-видимому, были извлечены все фамильные драгоценности). В старинные русские костюмы нарядили даже оркестрантов. Костюмы, кстати, оказались не «одноразовыми» - многие гости появились в них же на костюмированном балу у графа Шереметева на следующий день, 14 февраля.
Об одном из таких костюмов подробно вспоминает Мириэль Бьюкенен, дочь последнего английского посла при дворе Российской Империи. Нет, в костюмированном празднике 1903-го года Мириэль не участвовала (она вообще приехала в Петербург только в 1910-м), но участница того бала княгиня Орлова, урожденная Белосельская-Белозерская, одолжила ей свое платье для «живых картин». «Платье это было потрясающе красивое, из розового атласа, все расшитое золотом, с длинною накидкой из золотой парчи и свисающими рукавами из розового бархата, увенчанное огромным золотым кокошником в виде солнца, сплошь усеянным жемчугом», - вспоминала мисс Бьюкенен. И честно признавалась, что всегда «…сожалела о своей честности и щепетильности, заставившей меня вернуть платье княгине Орловой, так как оно все равно пропало потом вместе с другими сокровищами ее дворца».
Танцы, устроенные в Концертном зале Эрмитажа, продлились до часа ночи. Правда, они не были старорусскими: после специально подготовленных русского, хоровода и плясовой (двадцать знатных пар, участвовавших в танцах, предварительно брали уроки у балетмейстеров, а за три дня до бала состоялась генеральная репетиция) гости стали танцевать привычные им вальсы, мазурки и кадрили. По окончании бала участники были сфотографированы лучшими фотографами Петербурга (благодаря этому капризу императрицы мы и имеем сейчас такие подробные документальные свидетельства о бале). Год спустя на основе этих фотографий был даже выпущен специальный подарочный альбом - экземпляры за небольшую плату распространялись среди участников бала (но не обязательно), а деньги ушли на благотворительность. Некоторые из этих альбомов дошли и до наших дней.
http://ball.spb.ru/articles/bal_1903/