Отмыть «немытую Россию», начав с Дальнего Востока

Sep 21, 2015 21:23

Оригинал взят у yakimchuk_andre в Отмыть «немытую Россию», начав с Дальнего Востока

В мусорном бизнесе есть такое понятие - «хвост». Это те отходы, которые нужно захоронить. И если сегодня российский мусор сложить в товарняк, цепочка вагонов растянется от Москвы до Владивостока, обернется змейкой и вернется обратно в Москву.



А еще этот хвост представляет смертельную опасность для нас с вами.

Убить себя собственным мусором? Это только звучит фантастично. Но достаточно посмотреть статистику, чтобы выяснить: чем ближе люди живут к стихийным или даже организованным, но старым свалкам, тем больше для них риск заболеть онкологией, респираторными и сердечными заболеваниями.

Значит, мусорные «хвосты» надо уменьшать. Сегодня расскажу, как.
Квартиры без санузлов


Полвека назад, в период активного развития небольших городов и поселков вокруг предприятий, рядом с ними почти не были предусмотрены мощности под захоронение коммунальных отходов.

Почему? Да хотя бы потому, что тогда страна жила немного по-другому: макулатуру сдавали, пакетики стирали, а в мусор отправлялись разве что картофельные шкурки. Пластик составлял, дай бог, 0,2% отходов даже в крупных городах.

Затем поменялась страна. Поменялась и структура мусора с культурой потребления. А проблема осталась. Только вдруг оказалось, что поселение, в котором не налажено нормальное управление отходами, похоже на квартиру без санузла. Жителям такого поселка-квартиры ничего не остается, как выкидывать свой мусор на стихийные, несанкционированные свалки.

Я давно живу и работаю в Москве, но родился и вырос на Дальнем Востоке. И вот там сложилась очень непростая ситуация: если в среднем по России в малых городах проживает менее 20% населения, то в Дальневосточном регионе показатель доходит до 40%. Так что проблема стихийных свалок особо актуальна, а на старых санкционированных свалках, которые еще задействованы, место заканчивается.


На картинке, для примера, Хабаровский край и Еврейская автономная область. Красным отмечены Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан и Ванино - там свалки надо было закрывать еще вчера.

А пипл хавает?

Пипл не то чтобы хавает, а скорее, как у нас водится, безмолвствует. Вот показательное голосование с портала «Российской общественной инициативы»:


Конечно, объяснить такую «низкую явку» можно и трудностями регистрации на ROI.ru, и недавним стартом голосования (впереди - еще почти год).

Но если посмотреть на динамику других проектов там же, окажется, что за инициативу голосуют все же очень мало.

А между тем, оценивая ее с профессиональной точки зрения, там изложены многие правильные вещи:
  • Нужно наладить вывоз мусора к местам цивилизованного захоронения из деревень, поселков, моногородов.
  • Нужно обустроить эти самые места цивилизованного захоронения - полигоны. А старые свалки обезвредить.
  • Нужно наладить сортировку - разделять «хвосты», которые пойдут на полигон, и полезные фракции, которые пойдут на переработку.
  • Нужно наладить саму переработку.

План хороший. Но даже если он наберет нужное количество голосов, это еще не гарантия реальных изменений.

Что ж, как всегда есть прямое решение - взять инициативу в свои руки и пойти к власти.

Проект: города без мусора и свалок

Я верю: в случае с мусором нужен только один уровень - федеральный.

Надо сказать, часть работы законодатели все же успели проделать сами. Новая редакция Федерального закона «Об отходах производства и потребления» годами гуляла по коридорам и вышла сырой, но даже в текущем виде дает возможность решать проблему комплексно.

Во-первых, появилась важная строка об обязательной сортировке мусора, что должно уменьшить наши с вами «хвосты». Во-вторых, ответственность за этот процесс переложили с муниципалитетов (у которых денег никогда особо не водилось) на власти регионов.

Я с этими властями много работал - и изнутри, в Совете Федерации, и как представитель бизнеса. Так что, «как надо», знаю не понаслышке.

И если взять весь успешный опыт управления отходами - что за рубежом, что у нас - это почти всегда государственно-частное партнерство.

То есть власти дают добро на землю под объекты, появляются инвесторы - и дело идет. К сожалению, не во всех регионах нашей страны чиновники готовы содействовать развитию такого партнерства бизнеса и власти. Нет нормативно-правовой базы, а главное - не везде есть государственные органы и структуры, которые обладают необходимым опытом для проработки и сопровождения наших проектов.

А необеспеченность возвратности средств для частного инвестора - это самый главный риск. Но нам, как всегда, повезло. И волею судеб случилось разработать и начать реализовывать большой проект совместно с Фондом развития Дальнего Востока.
Государство + бизнес = успех

Вот прямо сейчас мы запускаем на Сахалине пилотный проект по утилизации и сортировке мусора. Он станет примером для всего Дальнего Востока.

А вот план, что нужно сделать за первые два года:


Серым - как сейчас, зеленым - как все будет уже к концу 2017 года

Чтобы бизнес-проект окупался, система в регионе должна включать один большой - а потому рентабельный - полигон с сортировочным центром. Отходы туда будут поступать с перегрузочных станций, которые заменят муниципальные свалки.

Вот как такая схема может выглядеть на примере другого региона. Это Биробиджан:


Хорошая новость в том, что строить полигоны для каждого городка или поселка, наверстывая упущение полувековой давности, сегодня нет никакой необходимости. Ведь чем меньше свалок, даже современных, будет - тем лучше.
Мир движется вперед и развивает новые технологии. Перегрузочные станции - это современное решение для поселков и малых городов.



Схема перегрузочной станции с сайта clearsystem-pro.ru

Гонять мусоровоз через половину региона сразу на общий полигон - нерентабельно. Но можно отходы временно складировать и отправлять дальше большими партиями. Для этого мы строим площадки, где мусор сгружают в большие контейнеры. Это умная и экологичная альтернатива поселковой свалке. А значит, местные свалки можно закрывать и рекультивировать: засыпать компостом и землей, высаживать деревья, превращать в парки.

В процессе отгрузки на станции мусор еще и частично прессуется - так можно сэкономить место в большом контейнере и чуть замедлить процесс гниения.

В итоге мы получаем важную возможность обслуживать сеть перегрузочных станций, не привязываясь к графику сбора отходов в жилом секторе.

Перегрузочные станции уже стали приметой большого города - это, например, одна из станций в Питере:


Перегрузили, а что дальше?

Дальше мы берем те самые контейнеры с перевалочных станций, ставим на тягачи или поезда и отправляем в цеха обязательной сортировки при полигонах. Для этого нужна привязка к большим транспортным узлам.


Перевалочные станции мы проектировали, опираясь на расположение транспортных артерий.

Контейнеры со станций сборки мусора отлично приспособлены к тому, чтобы кочевать по железным дорогам до места сортировки или переработки:



Фото: cascadiapackaging.com

А вот пример, как мусор будет уходить из региона в регион на переработку: в Советской Гавани будут принимать часть отходов с Сахалина, а дальше отправлять их в Хабаровск.


Почему в Хабаровске будет единый центр переработки мусора? Дело в том, что китайская промышленность - активный потребитель вторсырья. А из Хабаровска удобно торговать вторсырьем с соседями.

Сам мусороперерабатывающий завод откроется после ввода в строй объектов в других регионах. Так и появится целая «сеть» из полигонов, сортировочных цехов и станций, которые покроют весь Дальневосточный регион.

Вся эта «сеть» заработает в ближайшие 6 лет. Вот инфографика, как это будет:



Весь проект - это единая система, где 23 межмуниципальных узла по всему Дальневосточному региону связаны друг с другом, а моногорода и поселки впервые получают возможность нормально избавляться от мусора.

Пара сотен рублей за отказ от «русской рулетки»

Простых людей всегда и правомерно интересует прежде всего собственный кошелек. «Планы, конечно, красивые, но как бы нам за эту красоту платить не пришлось», - думают они.

Но штука в том, что пока все население Дальнего Востока играет в игру, что сродни русской рулетке: отвезут их мусор до ближайшего лесочка, до свалки в карьере или все же на нормальный полигон.
Учитывая, что на весь огромный регион есть всего пять полигонов с частичной сортировкой мусора (и те скоро нужно будет рекультивировать), шансы выиграть в такую лотерею, сами понимаете, ой как малы.
Поэтому наш план: это и дополнительная пара сотен рублей в коммунальных платежах за экологичное избавление от мусора. А по результатам пилотного проекта на Сахалине можно будет подкорректировать и цены, и остальную программу.

Почему Сахалин? Так получилось, что, с одной стороны, это во многом самая подготовленная для старта точка, а с другой - одна из самых проблемных (сказывается островная география).

Но если нас там примут хорошо, за пять-шесть лет реально построить жизненно необходимые комплексы в каждой области и охватить весь Дальний Восток. Мы уже запланировали все обязательные объекты. Инвестиции в весь дальневосточный проект составят 13 миллиардов рублей. Девятьсот миллионов из них пойдут как раз на строительство
станций перегруза и мусоросортировочного комплекса на Сахалине.

А где гарантии? Или Астрахань - лучший город России

10 сентября Минприроды обнародовало рейтинг экологического развития городов России за 2014 год. И из 94 городов первое место по уровню обращения с отходами в этом рейтинге заняла Астрахань.

При чем тут Астрахань, если речь выше шла о Дальнем Востоке?

Да при том, что всего семь лет назад в Астрахани в сфере управления отходами была такая же ситуация, как сегодня на Сахалине. Благодаря нашему детищу - нашему самому первому проекту, который мы запустили как раз семь лет назад, Астрахань уже второй год подряд в лидерах России по экологии в сфере управления отходами, т. е. по чистоте. А значит, цель (чистые реки - зеленые берега) близка!


Так что вот вам гарантии! Через несколько лет мы и Дальний Восток от мусора освободим. А там, глядишь, и всю Россию.

Почему? Да хотя бы потому, что жить я лично, как и мои друзья - партнеры по бизнесу, хотим жить в чистой стране с нормальной экологией.

экология, бизнес проект, бизнес, государство

Previous post Next post
Up