(no subject)

Oct 12, 2012 12:38

Хочу поговорить сегодня о таком чувстве как лень (или слабохарактерность - кто как называет). И конечно приведу в пример детей. Потому что я с ними работаю, и мне видно чуть-чуть больше. Вы верите, что дети могут быть ленивыми? С какого возраста появляется впервые это чувство лени? Мне кажется никто не сможет сказать про ребенка до 1,5 лет - "он такой ленивый!". Потому что дети по определению не могут быть ленивыми, они рождаются в этот мир с огромным запасом энергии и жизненности. Они идут вперед, они познают мир, как умеют, вначале с помощью рта, потом с помощью рук. Они учатся.. учатся.. учатся.. ходить, бегать, чувствовать... Даже те дети, которые ограничены в своих возможностях, они ищут пути познания мира ВОПРЕКИ этим ограничениям. Потом начинается период "Я САМ" - по книжкам в 3 года, но по факту чуть раньше, в зависимости от развития ребенка. И вот маленький человек хочет быть похожим на взрослых, у него просыпается самосознание и чувство, что он может быть полезен этому миру. Ему не понятно, почему ему не разрешают все делать самому - он же познает мир! он же хочет помочь! И вот он хватается за нож, хочет гладить, мыть посуду, платить в магазине настоящими деньгами, нести покупки, как взрослый и, конечно, отстаивать свое мнение. Много ли вы знаете ленивых детей этого возраста? Думаю, что примеры уже можно изредка встретить. Но о причинах я напишу ниже. И вот - этот маленький человек с огромным зарядом внутри сталкивается с реальностью. Родители могут быть тревожными и ничего ребенку не позволять, родителям может быть легче делать все самим, ведь времени перемывать потом посуду за ребенком - совсем нет, да еще и не дай Бог что-нибудь разобьет... родители могут просто злиться и игнорировать желание ребенка быть самостоятельным. Его могут наказывать за своеволие. Лишать чего-то. Давать по попе - в лучшем случае. Есть родители, которые воспитывают детей так как НАДО. У них в лексиконе чаще других встречается слово ДОЛЖЕН. Ты - должен... ты-не должен... Или: Посмотри как все на тебя смотрят, разве можно так кричать? Хочу сказать вот что. По своему опыту убеждалась уже 100 раз, когда родители по тем или иным причинам не хотят принимать стремлений ребенка к познанию мира и себя - ребенок будет всячески СОПРОТИВЛЯТЬСЯ. Иногда поражаешься жизненной силе таких детей - они вопреки боли и наказаниям все делают назло, наоборот. Приходит такая мама в группу, вся такая "напоказ", идеально одетая, с желанием показать, какой же правильный и хороший у нее ребенок. А ребенок начинает бегать, орать, не слушать и не слышать никого. Маме стыдно, она начинает его успокаивать и успокаивает как умеет "Я сейчас вообще от тебя уйду!" "Ну ка сядь я сказала!!!" "Сейчас по попе получишь!!!" Ребенок ее не слышит. Казалось бы, почему? А потому что дети ко всему приспосабливаются. Для них такое общение - обыденность и они его воспринимают как фон. Потому что иначе не выжить - они не могут быть идеальными, мама требует от них невозможного. Их самооценка уже покалечена, их способность доверять людям близка к нулю. Конечно, родителей еще больше бесит, когда ребенок на них не реагирует. Они считают, что надо с ним еще строже.. и еще строже... но ребенок и к физическим наказаниям привыкает со временем и к крикам. Снежный ком катится с горы. Родители и ребенок находяться в постоянном конфликте: ребенок отстаивает свое право быть собой как истинный воин, расходуя свою драгоценную энергию.. родитель тоже стоически выносит все новые выходки, недоумевая, почему он так хотел воспитать правильного сына или правильную дочку, а получилось все наоборот. В условиях конфликта раны в душе остаются у всех - но несоизмеримо больше их у ребенка. В зависимости от жизненной силы и условий конфликта - ребенок ломается. Жизненность в нем умирает. Энергия уходит. И начинается депрессия. Депрессия и лень для меня почти равносильные вещи. Потому что источник у них один - потеря (отсутствие) жизненной энергии. Если ребенок в 3-4-5 лет лежит на полу и говорит "Я устал. Я ничего не хочу" - это сломанный ребенок, и ему очень больно. Более того - такие дети без родителей вообще становяться маленькими разрушителями. Родительские упреки и шлепки как-то их сдерживают пока мама рядом, когда мамы рядом нет... твои замечания для него - пустой звук, он не умеет и не привык уважать старших, он не умеет доверять, он не понимает, что страшие могут хотеть ему добра, он привык думать иначе, он в конфликте с этим миром и людьми и он по привычке думает, что и другие сейчас будут делать тоже, что и его родители - пытаться сломать его. Тут начинается долгая работа - нужно восстановить доверие ребенка, нужно, чтобы он мог выразить свое боль, нужно, чтобы он понял, зачем нужны границы (не для того, чтобы его сломать!!!), чтобы он научился слушать обычные слова...  Но это еще возможно если ребенок находится в стадии активного противостояния. Это гораздо более сложно, если ребенок уже сломлен - если у него депрессия, если он пугается, прячется, стесняется, плачет. Чем меньше жизненности в ребенка, тем сильнее травма. Я видела детей, которые уже в пять лет забиваются в угол и тихо-тихо плачут, они не верят, что они могут получить желаемое, они вообще не верят в людей, так зачем им показывать свои слезы? Такое ребенок вызывает у меня гораздо больше опасений, чем тот, кто будет истерить и рыдать - последний хотя бы верит в то, что ему кто-то может помочь и умеет выражать свою боль. Более того - если ребенок теряет желание учиться, узнавать новое - значит кто-то или что-то сломал в нем это желание. Я не верю, что бывает по другому. Я видела много детей и в наших условиях монтессори поражаешься, насколько дети ЛЮБЯТ знания и стремяться к ним. К сожалению, часто школа или неправильный детский сад, ломает эту любовь на корню. Есть некоторые детки, которые сохраняют ее. Благодаря родителям, конечно. И если в начальной школе эта любовь и жаление ребенка выражать себя не будут сломланы - их уже очень сложно будет сломать. Из такого ребенка вырастет человек, который знает чего хочет, умеет этого добиваться и сохраняет радость жизни и детскую любознательность. Таких единицы. Это еще заметила сама Мария Монтессори. Она заметила, как наша система воспитания и образования ломает жизненность ребенка и она создала удивительную новую систему, позволяющую деткам рости свободными, сильными и самим выбирать свой жизнненный путь.
Previous post Next post
Up