Мы уже в Калькутте, Индия. Нам тут, конечно, нравится, но на фото настоящая причина, задержавшая нас в городе на целых 10 дней. Немного неожиданно для самих себя мы купили МОТОЦИКЛ! Представляем нового члена нашей команды - Royal Enfield Thunderbird 350 (2009), наше первое личное транспортное средство. Было дуо, стало трио :) Не считая воробушка.
Байк мы надумали покупать еще зимой, хотя первая шальная мысль, впоследствии ставшая заветной мечтой, закралась мне в голову еще пару лет назад и окончательно там обосновалась год назад в индийских Гималаях. Так что покупка байка, конечно, не стала полной неожиданностью. Просто она должна была произойти минимум на месяц позже.
Наш план был прилететь в Калькутту, покататься по Сиккиму и северо-восточным штатам на поездах-автобусах, ближе к маю переехать в Дели и уже где-то в тех краях искать транспорт, чтоб потом ехать на нем на север.
Мысли про покупку байка меня и возбуждали, и пугали. Но пугали даже больше, поэтому я инстинктивно пыталась задвинуть их в дальний ящик и поменьше представлять себе тот день, когда нам придется окунуться в атмосферу столичного моторынка Карол Багх, проверять эти незнакомые нам машины и торговаться с каролбагхскими жуликоватыми продавцами. В интернете полно историй о разваливающихся на ходу байках за большие деньги, которые всучивали и более опытным людям, а уж чайников вроде нас там распознают на раз)
Но все случилось раньше. В первый же вечер на бэкпекерской улице Саддер стрит нам на глаза попался Энфилд с табличкой «Продается», я даже сфоткала ее, но звонить хозяевам мы не собирались. Через два дня мы снова встретили этот же байк на соседней улочке, разговорились с индусами из соседнего трэвел агентства, а тут и хозяева подошли. Ими оказалась пара израильтян, которые через неделю улетали из Калькутты и хотели успеть продать свой байк. Мы все еще без единой мысли о покупке разобщались с ребятами, они были готовы рассказать про все интересующие нас моменты - про покупку этого мотоцикла пять месяцев назад, про езду по Индии, про ремонты и дороги. В итоге мы договорились встретиться утром, попить чаю, еще пообщаться и даже попробовать байк. Мы все еще не планировали его покупать, хотелось найти мотоцикл поновее, ну и зачем он нам на северо-востоке Индии? Израильтяне, конечно, надеялись нас заинтересовать покупкой, но были готовы все нам рассказать и без этого. В итоге, мы взяли его покататься раз, потом еще раз, завезли к двум механикам на проверку… ну и тут уже и нам стало понятно, что мы, кажется, всерьез задумываемся о покупке, ааааа!
Вообще, это были ОЧЕНЬ нервные дни для меня, да и для Саши тоже.
1) Ездить на таком здоровом байке по Калькутте без особого опыта - это сомнительное удовольствие. Мы арендовали Энфилд только раз год назад и всего на дней пять.
2) Сравнивать мы могли только с тем единственным разом, и на первый взгляд наш Thunderbird явно проигрывал Classic 350 из Манали по мощности, ходу, звуку и уж точно по внешнему виду.
3) Мы, конечно читали все эти инструкции «Как проверить Энфилд перед покупкой», но на практике человеку без серьезного опыта езды на RE и незнакомому с его начинкой, очень сложно самому понять, в каком состоянии мотоцикл. Ну да, звук глубокий, но что это за дз-дзз-дззз? Проверить карбюратор? Ммм, сейчас погуглю, что из этого карбюратор (это я про себя). Ну и в таком же духе.
4) Если по Дели или Гоа полно информации о рекомендованных механиках, то в Калькутте приходилось искать их самостоятельно и сравнивать несколько мнений, чтобы разобраться, есть ли проблема, и узнать реальную или хотя бы близкую к реальной стоимость ремонта.
5) Много кто рассказывал про выбор своего первого Энфилда так: «Я увидел его и сразу понял - вот он мой мотоцикл! Это была любовь с первого взгляда!» У нас ничего такого не случилось ни с первого взгляда, ни с первого заезда, ни даже с пятого дня. Наоборот, мне байк не очень понравился своим ходом (потому что нефиг сравнивать). Его принятие, первая какая-то симпатия и осознание того, что это НАШ мотоцикл приходит только сейчас. Теперь я уже думаю, что в прекрасных горах Химачал-Прадеша любой Буллет будет звучать лучше и ехать приятнее, а в Калькутте на езду накладывается нервозность от местного трафика. Так что еще раз - если сравнивать, то с умом.
Короче, за те дни мы раз десять меняли решение, консультировались на форумах, писали друзьям (спасибо, друзья!), я даже отправляла им видео работающего мотора ггг (еще раз спасибо!) Потом мы заезжали к нескольким механикам и даже просто к чувакам из шоу-рума Энфилда. Одни говорили «Оооо, это очень плохой звук, придется менять вооот столько всего (далее набор непонятных технических терминов на хинглише) на вооот столько тысяч рупий». Другие успокаивали: «Да отличный байк, звук ерунда, он у всех байков есть. Вот только надо заменить бонлессер (это он нам так надиктовал! И только сегодня мы узнали, что это ball racer - подшипник руля, итить-колотить!)». В официальном сервис-центре Royal Enfield сказали, что надо менять руль и вообще весь передок. Но последний механик, у которого ожидали ремонта штук десять Энфилдов (сразу говорит о статусе), снова успокоил. Сейчас смотрю на этот список и думаю - господи, ну мы и мнительные задроты-перфекционисты :-/ Но чего можно ожидать от людей, которые даже квартиру в аренду на 5 месяцев ищут пять дней)) (подсказка: попуститься).
Забегая вперед, скажу, что уже после покупки нам повезло познакомиться с прекрасным человеком из Калькутты, который по-дружески проверил наш байк, ответил на все наши сто вопросов, отвез нас к проверенному механику и разруливал все общение с ним. Теперь такое ощущение, будто первое крещение позади и жить сразу стало легче и веселее! Ну и просто после четырех часов наблюдения за толковым механиком, колупающимся в мотоцикле, все становится в пятьсот раз яснее, понятнее и логичнее, чем после месяцев чтения инструкций и репортов :) Шах и мат, теоретики.
На фото индийская мотомастерская - на обочине и на коленке. Вот, например, чувак молотком ровняет дугу полицейского Буллета.
Если вкратце про процесс колебаний и плюсы/минусы.
Минусы уже понятны:
- кот в мешке (но так будет всегда, если вы чайник)
- момент внезапности - как всегда кажется, будто было мало времени для подготовки (моральной и почитать еще инструкций ггг)
- никого рядом, чтоб проверить байк и подсказать чего :(
- необходимость транспортировки его потом через пол-Индии (слава индийской железной дороге, что есть такая опция!)
- возраст байка, непонятное количество прежних владельцев
- отсутствие документов, кроме главной бумажки регистрации
- объективные технические проблемы (но сложно купить поюзанный байк совсем без проблем)
- и просто наша мнительность в виде мыслей «а что, если он уже старенький и будет ломаться».
Плюсы:
- быстрее начнем - быстрее научимся, в Ладакх поедем уже опытными и будет время до этого на починку
- не нужно будет искать байк на мутном Карол Багхе (двойной плюс)
- поедем в Сикким и дальше на своем транспорте, можно не париться с билетами итд
- отзывы предыдущих владельцев - да, мы им верим
- байк продается уже с багажником для рюкзаков, шлемами, базовым набором инструментов и историей предыдущих поломов и ремонтов
- цена. По отчетам, в Дели сложно сторговаться дешевле 70-80 тысяч, а многие и за 90 покупают.
Так мы колебались два или три дня, в итоге израильтяне не выдержали и намекнули, что пора бы определиться, чуваки. Мы уныло пошли домой определяться, провели финальную консультацию с друзьями, друзья дружно посоветовали прямо противоположное. На что мы решили что, во-первых, надо переставать быть задротами, а пора становиться крутыми индийскими перцами, во-вторых, утро вечера мудренее, а в-третьих - надо брать!
Утром дня Х я проснулась в отвратном настроении, все вдруг стало еще более непонятно. Вечер казался однозначно мудренее. Nerds are back! Мы оба на легких нервах поехали гулять по Калькутте, так ничего особо и не обсудили, как-будто избегая этой темы, а в обед встретились с израильтянами, поболтали немного про погоду, про то да се, а потом они спросили про байк, а мы ответили, что готовы его купить :) Небольшой торг (-15тыс) и хоп-хоп - мы владельцы старичка Буллета 2009 года!
Радость и осознание начали приходить только через пару дней - после первого нормального ремонта и осмотра у толкового механика, и когда наконец-то начал обретать реальные формы наш скорый отъезд из Калькутты на собственном мотоцикле! (Если кому-то интересно, про механиков, ремонт, запчасти, нерешенные проблемки и прочее техническое могу рассказать отдельным постом).
Сегодня приварили погнутую центральную подножку, например. Боковую еще нужно найти, купить и установить.
Я не то чтоб суеверная, но очень разрядил атмосферу и успокоил мои напряженные нервы один эпизод. Сразу после передачи нам ключей, пожали руки прежним хозяевам и встали у байка для совместного фото. И тут на нас всех четверых(!) обильно так гадят с дерева птицы!
На фото тот самый момент получения благословения от калькуттских ворон и обкаканные, но счастливые люди-продавцы и человек-покупатель :)
Я предпочитаю расценивать это как хороший знак. Пусть так и будет, пожалуйста.