source Наткнулась в Wiki на статью о такой штуке как
Banana Pancake Trail (Путь бананового блинчика). Я и раньше догадывалась, что должна бы существовать единая "база" всех этих мест, в которых нам так нравится, а оказалось, ей уже и меткое название придумали. И вот сижу я и пишу этот пост в ожидании бананового блинчика в кафе на острове Самосир на озере Тоба на острове Суматра в Индонезии. Вокруг на километров сто нигде больше шоколадно-банановые блины не готовят, да и из местных жители вряд ли много кто их вообще пробовал. Зато в туристической резервации села Тук Тук на озере Тоба их готовят в каждом ресторане. А еще овсянку, тосты с гуакамоле, а кое-где даже чизкейк - блюда, мягко говоря, несвойственные этому региону.
Мы были и жили во множестве мест на великом банана-панкейк пути:
Pushkar,
Varanasi,
Goa (
India), Hoi An, Hanoi (
Vietnam), Siem Reap (
Cambodia),
Bangkok Khao San Road,
Chiang Mai,
Pai,
Koh Phangan, Koh Phi Phi, Krabi (
Thailand), Penang (
Malaysia) и, наконец, озеро Тоба в
Индонезии, где мы и находимся в данный момент (Бали, Ломбок и Гили еще впереди).
Cо всеми этими и многими другими красивыми и дешевыми местами из Lonely Planet в свое время случились одинаковые метаморфозы - они обросли условиями, которые сделали эти места еще и интересными и комфортными: кафешками с привычной едой, гэстхаусами с горячим душем вместо стандартного индонезийского корыта-манди, прокатом байков, покатушками на банане/парашюте/водных скутерах и грибными омлетами да волшебными пиццами.
Мыться холодной водой в горном Берастаги/Пае/Ришикеше - холодно (вряд ли местные греют воду), ехать с кучей пересадок локал басами - утомительно (но надо), есть на завтрак жирную лапшу или мясной рисовый суп - совсем не так вкусно, как сладкий блинчик или омлетик. Ну и просто хочется потрепаться за ужином в ресторане с себе подобными бэкаперами, ой, то есть бекпэкерами о невероятных банановых блинах приключениях, случившихся с нами в Индии или там во Вьетнаме. С местным населением в таких местах контакт получается, скажем так, не очень тесный, и сводится в основном к общению со стафом гэстхаусов и кафе. Впрочем, частенько мы не особо-то и стремимся общаться, да? Вон про Индию не единожды слышала мнение, что самые крутые шанти-шанти места - это места где меньше всего местных (индийцев, а в моем случае индусов): Дхарамсала, Гоа,
Ватаканал?
А вообще пост не о том, как все просто и ненапряжно на Панкейкном Пути, а о том, почему же мы все реже и реже с него сходим. Рефлексирую на тему различий между путешествиями и поездочками, путешественниками и пожирателями банановых блинчиков в лице нас. Очень легко ехать туда, где до тебя побывали тысячи, написали об этом в свои бложики и подтвердили, что там сухо и комфортно. Сложнее ехать первым (да хоть бы и десятым) туда, где Лонли Плэнет еще не бывал, и где вряд ли будет просто и совсем не факт, что красиво, интересно и насыщенно. Ясно, что блинный путь и рекомендованные путеводителем маршруты недаром пролегают там, где они пролегают - через места с самой красивой (а когда-то и нетронутой) природой, города с необычной архитектурой, регионы с необычными традициями - через достопримечательности, в общем. Но почему мы доверяем кому-то из Лонли Плэнета решать, что в этой стране достойно быть примеченным, то есть увиденным? Вряд ли на всем огромном (почти как Таиланд или Испания!) острове Суматре нет больше спокойных деревушек у озера кроме Тук Тука на Тобе и живописных зеленых долин кроме Харау? Да все есть! Даже доступные вулканы, кроме Сибаяка. И некоторые альтернативы даже описаны в Книге Книг - Lonely Planet'е :) Но к ним ведь тааак сложно добираться по дырявым суматранским дорогам! И по английски там не говорят, и гэст всего один, да и тот с холодной водой и комарами...
Вот нам через пару дней предстоит переезд с озера Тоба в Букиттинги - всего-то 500км и даже есть прямые автобусы, но видевший суматранские дороги и суматранские автобусы поймет, что переезд сей не для слабых духом (и желудком). Ко всему прочему, автобус идет 16 часов, ночью, кондишн морозит вплоть до капели из конденсата (по отзывам), пол-салона курит в дороге, а окна не открываются, ибо exclusive AC класс, итить! Кроме того, купить билет можно только в агентствах и гэстах, которые задирают цену от 250тыс. и до бесконечности, а реальную стоимость выяснить нет никакой возможности.
Мы предприняли все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы купить билет на обычный локал-бас без кондея, но на автостанции Парапата информация о расписании дешевых non-AC автобусов хранится под грифами "секретно" и "не для выдачи богатеньким белым туристам". Короче, не существует таких автобусов, а еще их отменили, они сломались и все места забронированы на месяц вперед. Зато вот, пожалуйста, такси, и всего 700тыс. рупий с человека (Ух, знали бы вы, как выбешивают местные помогалы и разводилы. Весь накопленный в Таиланде санук и сабай я на Суматре растеряла за два дня переездов и общения с такими вот жуками).
Сам собой напрашивается выход - поехать автостопом. Но лееееень краткий опыт общения с местным батакским населением, а также отчеты в инете подсказывают, что легким и быстрым стоп тут не будет. Какбэ не Германия. Наличие палатки и спальников значительно облегчило бы задачу - времени у нас много, но не хотелось бы застрять на глухой трассе среди джунглей ночью да без палатки. В итоге мы все еще перед выбором: неудобный, медленный, дорогущий автобус VS неудобный, медленный и (не факт что) бесплатный автостоп.
Но это я все к чему. Начитавшись автостопных отчетов в ЖЖ, старых индонезийских постов Кротова, вспоминая рассказы некоторых наших друзей (Гагарин, привет!), сижу со своим банановым блинчиком и проникаюсь огромным уважением и восхищением людьми, которые на Суматре не ограничились пятачком Медан-Букит Лаванг-Берастаги-Тоба-Букиттинги, а проехали ее всю хоть автостопом, хоть как. Прямо по этим дырявым дорогам, через толпу деньгопросов, игнорируя крики "хеллоу мистер", вписываясь у местных или в мечетях, ночуя в палатках и за все это время не съев ни одного чизкейка с гуакамоле.
У нас пока (или уже?) путешествие проходит в более лайтовом и расслабленном режиме. Без гуакамоле, конечно. Но все чаще лень заморачиваться с трассой-палаткой, выискиванием бесплатных или экстрадешевых вариантов, не всегда хватает терпения торговаться с местными барыгами до справедливой цены. Это все свежие, суматранские впечатления и переживания - и в Индии, и в Таиланде было совсем по-другому. Но последние настроения таковы, что ехать на Яву стопом желания, увы, нет (пока?) Но, хочется думать, что даже в таком режиме и в таких местах мы сможем увидеть и узнать максимально много.
Можно долго рассуждать на тему того, реально ли понять страну и другую культуру, не сходя с Блинного пути и не выходя за пределы всех его бали и каосанов*** Но окончательно расставляет все по местам осознание того, что никакие отчеты и рассказы не заменят личный опыт. Пусть он и не первопроходческий и не экстремальный, а вовсе даже с бананово-шоколадным ароматом.
*** Это, к счастью, пока не про нас, ттт. :)