Петляя замысловатыми улочками старого Подола в эти зимние, праздничные дни, когда, кажется, все уезжают из города и остаешься только ты, вышел я поглядеть на нарядную и красивую Подольскую ёлку. Увешанная гирляндами, новогодними игрушками и мишурой она величаво возвышалась посреди сквера на Конрактовой площади, а под ней, подобно большой, яркой и красивой новогодней игрушке, поблескивая свежевыкрашенными бортами, стоял ОН - замечательный автобус моего детства! Это был ЛАЗ, да не просто "ЛАЗ", а та редкая его модификация с воздухозаборником на крыше, украшенной, к тому же, остеклением который даже во времена моего детства считался своего рода раритетом, уступая место на дороге своим более "угловатым" собратьям. Тот самый "ЛАЗ", плавные обводы кузова которого навевали мысль о 50-х, этой золотой поре автомобильного дизайна, откуда родом и любимая мною "Волга-21" и "Победа" и многие другие действительно красивые автомобили.
Конечно же, я в него зашел, тем более, там было написано "Открыто".
Вообще говоря, дорога занимает в ряду моих детских воспоминаний довольно значимое место. Поскольку частного автомобиля у нас не было, перемещались мы, в основном, общественным и рейсовым транспортом. Тут были и желтенькие урчащие "Икарусы", и красные чешские трамваи, и ЛиАЗЫ, кажущиеся огромными сарями на колесах, но, конечно же, особняком стояли Львовские автобусы.
А тем временем, я подходил к нему все ближе и ближе...
Несмотря на свои недостатки (а у кого их нет?) у этих замечательных машин было одно достоинство, которое позволило им занять достойное место в моих воспоминаниях. Их было по-настоящему МНОГО! И в городской толчее, и на пригородных трассах, и на экскурсионных маршрутах и даже на кривых крымских улочках - везде были ОНИ. Мягко покачиваясь на дорожных ухабах, поскрипывая всеми частями кузова, справно везли они своих пассажиров к месту их назначения "из пункта А в пункт Б".
Теперь обойдем его немного сбоку и спереди
А сколько творчества можно было увидеть в этих автобусах? Такого немыслимого количества вымпелов, картинок, "чертят", сделанных из медицинской "капельницы"... Я уж не говорю о ручках, оплетенных разноцветными пластиковыми лентами. Кто их не помнит? Кто не держался за такую, стоя около передней двери и готовясь к выходу, чтобы следующий момент услышать громкое "Пш-ш-ш", издаваемое механизмом открытия дверей и отдернуть руку.
Полюбуемся этим красавцем еще разок!
Но достаточно лирики. Зайдем же внутрь! Тем более, на прошлой фотографии ясно видно, что в этом автобусе (назовем же его и мы - "Кофейбус") нам предлагают замечательный итальянский кофе. Скажу сразу, кофе оказался действительно неплох, к тому же сдобренный "комплиментом от заведения" - небольшой и вкусной конфеткой ручной работы.
Большим плюсом к напитку оказался сам интерьер. На небольшом баре стоит самый настоящий "Юпитер", причем не только стоит, но и, исправно крутя бобинами, играет и очень даже замечательную музыку. Салон увешан вымпелами, украшен газетными вырезками и фотографиями старых автобусов. Изюминкой можно назвать и модель (размера 1:43) этого замечательного автобуса, которая стоит тут же, на барной стойке, разукрашенная в те же яркие цвета, что и наш автобус... В общем, уютно, тепло и совершенно необыкновенно хорошо!.. Даже выходить не очень захотелось... Заходящие в автобус люди, слегка раскачивали его кузов, расположившийся на мягкой подвеске, а мельтешащие за окном редкие прохожие создавали впечатление неспешной езды по новогодним улицам.
Фото на память. Автор материала размещен тут исключительно для масштаба ;-)
Уже потом, дома, решив освежить историю этого автобуса, я узнал, что на Украине их осталось совсем немного. Может быть даже один (не хочется в это верить!), что еще один есть в московском музее транспорта и, увлекшись историей Завода и Автобуса, весь вечер провел, изучая формы колесных арок, воздухозаборников, характеристики моторов и все то, о чем так приятно почитать "тихими зимними вечерами", все глубже погружаясь в историю с географией.
Одни из первых ЛАЗов появлялись на улицах родного Львова, 1961 год
Что же касается истории нашего экземпляра, то он большую часть своей сознательной трудовой жизни провел в городе Полтава, перевозя пассажиров по разным маршрутам, а, уйдя "на пенсию" стал служебным транспортным средством. Полтавчане им очень гордились, очень любили его, к тому же, в Полтаве (а может быть и на Украине?) таких автобусов оставалось совсем немного - всего два. Один из них сберечь не удалось. Второй же, благодаря усилиям энтузиастов во главе с приехал к нам и стал таким вот действующим памятником. Праздником детства на колесах.
На улицах Полтавы (около Южного вокзала). 2007 год.
Табличка внутри автобуса с благодарностями энтузиастам