На этой неделе сбербанк вернул мне украденные деньги. Ура! И, чтоб никаких сомнений в цвете полосы не оставалось, моя фотография удивительным образом победила в одном приятном сообществе, проводящем фото-файты. А, поскольку я являюсь последователем теории о равновесии во вселенной, сижу теперь и думаю - компенсационная жопа уже засчитана или только грядёт?
Ну и, пока сижу задумавшись, порекламирую это милое сообщество фотографических междусобойчиков
photo-fights И, чтоб два раза не вставать, не менее милое сообщество постигающих азы фотографической науки граждан
just-learned Оба сообщества интересны и дружелюбны, поэтому, если вы вдруг мимопроходящий злобный тролль - не ходите туда, пожалуйста, не портите себе карму. А она испортится, это я как специалист по теории о равновесии во вселенной гарантирую.
И, продолжая лениться вставать, под катом выкладываю свой урок по балансу белого (не потому что я умная, просто там все по-очереди уроки пишут). Уж больно мне Ульяна в очках нравится))
О чём речь?
«Баланс белого» - это настройка в цифровом фотоаппарате, с помощью которой настраивается «цветовая температура».
«Цветовая температура» - это характеристика цветовой составляющей освещения. То, что делает ваши домашние снимки под лампами накаливания жёлтыми, офисные снимки под флюоресцентными лампами - синими (хоть и не такими синими, как снимки в облачную погоду) и т.д.
Глаз человека умеет подстраиваться к восприятию цветов при различном освещении. С техникой всё сложнее. Чтоб не получалось излишне жёлтых (синих, красных) снимков - нужно учиться правильно выставлять баланс белого.
Немного физики
Цветовая температура измеряется в градусах Кельвина (К). Чем освещение более красное, тем меньше его цветовая температура, чем освещение более синее - тем цветовая температура больше. Стоит обратить внимание, что эта градация противоположна психологической оценке цвета, когда красно-жёлтые тона называют «тёплыми», а сине-зелёные - «холодными».
![](http://i933.photobucket.com/albums/ad178/shtuka_nakomode/canon/kcolored_0.jpg)
Если настройка цветовой температуры выставлена неверно, то кадры будут иметь излишне жёлтый или излишне синий оттенок.
Особенно будьте внимательны при съёмке портретов. Если с пейзажами и натюрмортами можно поэкпериментировать и допустить излишнее тонирование, то с тоном человеческой кожи очень легко переборщить и сделать её болезненно-синюшней или неприятно-красной.
![](http://i933.photobucket.com/albums/ad178/shtuka_nakomode/canon/bb.jpg)
Но ведь я смогу поправить ошибки в Фотошоп или Лайтрум?
Да, наверняка у вас получится всё исправить. Или нет, не удастся приблизить цвет к реальному. В любом случае, профилактика намного лучше, чем лечение. И если это не случайный редкий кадр, а целая запланированная серия в данном помещении - лучше заранее подумать о настройках.
Я только учусь фотографировать, еле разложил по полочкам выдержку и глубину резкости. Как тут не запутаться?
Баланс белого никак не влияет на экспозицию. Ваш кадр может стать более синим или более жёлтым - засветка не изменится.
Как настроить баланс белого?
Есть несколько способов. Первый, универсальный, он настроен в ваших фотоаппаратах по умолчанию - автоматический баланс белого. Фотоаппарат сам пытается вычислить цветовую температуру, но часто ошибается.
Чтобы точнее задать баланс белого, можно выбрать подходящие к случаю готовые установки, для удобства помеченные производителем понятными иконками: «солнце», «облако», «тень», «лампа накаливания» и т.д. В большинстве случаев они дают лучший результат, чем автоматический баланс белого, но не гарантируют идеальной цветопередачи.
Также можно точно задать значение цветовой температуры в Кельвинах . Это особенно удобно для съёмок в студии, с приборами освещения - можно ввести цветовую температуру, указанную в технических паспортах источников света.
Можно настроить баланс белого по образцу. Для этого нужно сфотографировать в свете того освещения, в котором предполагается съёмка, лист белой бумаги. Или белую стену. Или подоконник. Или специальную карту с нейтральным серым цветом. Я снимаю подкладку своей фотосумки - большинство производителей делают подкладку сумок как раз нейтрально-серой. Загляните в инструкцию к своему фотоаппарату - это не сложно, всего лишь пара кнопок. Гораздо меньше, чем потом в фотошопе :)
Задание 1:
Возьмите инструкцию, прочитайте, как в вашем фотоаппарате настраивается баланс белого. Вечером, при искусственном освещении, сделайте три одинаковых кадра:
1) В автоматическом балансе белого;
2) С предустановкой баланса белого, соответствующей вашему освещению («лампа накаливания», или "люминесцентная лампа");
3) С настройкой баланса белого по образцу. Для образца возьмите лист белой бумаги.
Для чистоты эксперимента старайтесь, чтоб свет от других источников в кадр не попадал.
Вот что получилось у меня:
Автоматический баланс белого
![](http://i933.photobucket.com/albums/ad178/shtuka_nakomode/canon/IMG_0331s.jpg)
Баланс белого по предустановке "лампа накаливания"
![](http://i933.photobucket.com/albums/ad178/shtuka_nakomode/canon/IMG_0332s.jpg)
Баланс белого по образцу
![](http://i933.photobucket.com/albums/ad178/shtuka_nakomode/canon/IMG_0325s.jpg)
Задание 2:
Чтоб закрепить новый навык и немного похулиганить, предлагаю выяснить, что же будет, если баланс белого выставить не по белому листу бумаги, а по цветному. Поэкспериментируйте и покажите самый интересный результат. Расскажите в двух словах, что же произошло.