Фестиваль «Джаз на Красном Море» сдвинулся, но не меняется

Jul 18, 2012 10:38



Владимир Мак,
Иерусалим

А вот ещё интересный материал о неотвратимо приближающемся Эйлатском фестивале, взятый с главного российского джазового портала Джаз.Ру с любезного согласия автора Владимира Мака.

Четверть века фестиваль Red Sea Jazz Festival проходил в последнюю неделю августа, отмеченную в календаре израильских джазовых фанов как обязательная для посещения курортного города Эйлат. В 26-й раз фестиваль сдвинули - вероятно, по просьбе учителей и учеников, для многих из которых учебный год начинается раньше 1 сентября. В результате «Джаз на Красном море - 2012» проходит с 30 июля по 2 августа. Условия не изменились - те же четыре дня, те же восемь концертов в день в тех же трёх залах разной вместительности (от тысячи до трёх), вот только залы, прежде именовавшиеся названиями фирм-спонсоров, в этот раз названы именами трех ветеранов израильского джаза - «Пиамента», «Каминский» и «Готфрид». Альберт Пиамента, Ареле Каминский и Дани Готфрид живут, здравствуют и превосходно играют - чтобы никто не подумал о мемориальном характере названий.
Теперь о главном - кто в этих залах будет играть. В программе 20 ансамблей, половина - гости, половина - израильтяне, но граница между гостями и хозяевами сегодня столь размыта, что при представлении я не буду разделять музыкантов.





Самая значительная фигура - несомненно, Кенни Гарретт. Впервые он играл в Израиле 23 года назад в составе ансамбля Майлса Дэйвиса. Гарретт родился в Детройте в 1960 году, в 17 лет дебютировал в оркестре Мерсера Эллингтона, затем играл в комбо Мэла Льюиса и Лайонела Хэмптона, а в 24 года записал первый сольный альбом. В 1986 году Арт Блэйки приглашает Гарретта в Jazz Messengers, и в том же году он попадает к Дэйвису, как альт-саксофонист и флейтист. Майлс пишет: «Все хотят сразу иметь так называемый собственный стиль. Но ведь все, на что они способны - это играть чужое дерьмо, копировать приёмы и манеры, изобретенные до них другими. Совсем немногие из молодых музыкантов вырабатывают сейчас свой стиль. Мой альт Кенни Гарретт - один из них». Дэйвис не стесняется в выражениях, но и не хвалит безосновательно. Гаррет работал с Майлсом до конца его дней в 1991 году, а в дальнейшем фигурирует исключительно как лидер ансамблей.

В 1996 году по опросу DownBeat в номинации «альт-саксофон» Гаррет опережает бессменного лидера Фила Вудса, а журнал Rolling Stone, обычно хвалящий только рок-музыкантов, называет его «hot jazz artist». Диапазон интересов Гаррета огромен: от мэйнстрима до всех возможных современных течений, с особым интересом к дальневосточной музыке. Но что бы Кенни ни играл, он самобытен и узнаваем. Его любимый инструмент - альт-саксофон, он много играет на сопрано, а иногда - на сопранино-саксофоне, практически не применяемом в джазе. В Эйлате Гаррет возглавит квинтет - фортепиано, бас, барабаны и перкуссия.



Geri Allen

Джери Аллен последний раз была в Эйлате в 2008 году в составе женского квартета - неудачного объединения блестящих музыкантов по немузыкальному принципу. Но четырьмя годами раньше она запомнилась в квартете Чарлза Ллойда как пианистка превосходная. Из 55 лет она 30 на сцене, играет с выдающимися музыкантами и давно сама входит в их число. В Эйлат она приезжает с басистом, барабанщиком и одним из ведущих в мире … джазовых степистов Морисом Честнатом. Чечётка в Эйлате на моей памяти была 15 лет назад, и не в лучшем исполнении. Предвкушаю интереснейшие концерты.

Ришар Бона родился 45 лет назад в Камеруне, в пятилетнем возрасте дедушка научил его играть на балафоне (местный вид ксилофона), в девять он уже играл на гитаре и, с восторгом послушав диск Джако Пасториуса, увлекся бас-гитарой. Более 20 лет Бона - один из лучших в мире бас-гитаристов, его партнеры - Мэтини и Локвуд, Кориа и Хэнкок, братья Бреккеры и Тито Пуэнте… В 2008-м в Эйлате Бона играл с группой Майка Стерна и в Soulbop с Биллом Эвансом и Рэнди Бреккером. В этом году Бона возглавляет секстет Mandecan Cubano, в который также входят пятеро кубинских музыкантов - два трубача, два перкуссиониста и пианист. Будет сплав африканской и кубинской музыки с джаз-роком - при всех разнообразных увлечениях Ришара, он тяготеет именно к этому жанру.

Кармен Суза родилась 31 год назад в Лиссабоне в семье выходцев из Кабо Верде (так сейчас называются Острова Зеленого Мыса). Ее музыкальное кредо - сочетание африканского и островного фольклора с классическим джазом. Её кумиры - Билли Холидей и Нина Симон. Кармен не только поёт: она играет на гитаре, а в её команде участвует известный португальский пианист Филипе Мелу.



Christian McBride

Крисчен Макбрайд - еще одна крупнейшая личность современного джаза. Классный контрабасист всегда востребован более, чем музыкант иной специальности. С огромным количеством лучших музыкантов играли Рэй Браун и Чарлз Мингус, играют Рон Картер и Стэнли Кларк. Играет и Макбрайд. Джаз и ритм-энд-блюз, хип-хоп и соул - у него нет жанровых границ. Джеймс Браун и Сонни Роллинх, Фредди Хаббард и Чака Хан, Чик Кориа и Стинг - вот перечень великих, но абсолютно разных его партнеров за 20 лет пребывания на сцене. Макбрайд не только играет на контрабасе и бас-гитаре, но сочиняет и аранжирует музыку, возглавляет джазовый музей Гарлема и джазовую программу Лос-Анджелесского филармонического общества. В Эйлате он впервые играл в 2000 году с Расселом Малоуном и Бенни Грином (блистательно!), ныне он приезжает с пианистом Крисченом Сандсом и барабанщиком Улиссом Оуэнсом. Уверен, это звёзды не менее яркие, чем Макбрайд.

36-летний ньюорлеанский толстяк, певец и пианист Крэйг Адамс - внучатый племянник легендарного Фэтса Домино и один из лидеров современного госпел, отмеченный в этой номинации премией Grammy в 2010 году.



Sean Jones

Шону Джонсу 34 года, шесть из которых он был первой трубой в биг-бэнде Линкольн-центра под управлением Уинтона Марсалиса. Сегодня он - один из лучших молодых трубачей, не изменивших джазу. Не изменили и его партнеры, имена которых всё чаще встречаются в программах фестивалей и на обложках дисков - саксофонист Тим Грин, пианист Оррин Эванс, басист Мэтт Клоэзи и барабанщик Обэд Кальвэр.

55-летний вокалист Андрэ Минвьель давно выступает в дуэте с аккордеонистом Лионелем Суаресом. Недавно дуэт превратился в трио - добавился молодой барабанщик и виолончелист (!) Пьер-Франсуа Дюфур. Музыка - джаз, регги, шансон (настоящий, французский)… Думаю, очень интересно.

Израильтянин гитарист Гилад Хексельман и американец саксофонист Марк Тёрнер давно в элите нью-йоркского джаза. В Эйлате они выйдут на сцену вместе с израильской ритм-секцией.



Yes!

Yes! - не реинкарнация английской арт-рок-группы, но трио друзей-джазменов - афроамериканского барабанщика Али Джексона, израильского басиста Омера Авиталя и нью-йоркского пианиста Аарона Гольдберга. Каждый постоянно играет с суперзвездами, список которых занял бы страницу, каждый - блистательный и самобытный джазмен, а трио - одно из лучших в современном джазе.



Harold Rubin

Ансамбль «Завиет» («Углы») получил первый приз на первом фестивале в Эйлате (который был частично конкурсом), как оригинальная команда, сочетавшая бибоп, фьюжн и авангард. Спустя четверть века квартет предстает на три четверти в оригинальном составе - израильский кларнетист Харольд Рубин, английский басист Марк Смульян и американский барабанщик Рубен Хок. Новичок - израильский гитарист Арли Либерман, живущий в Новой Зеландии. Ансамбль отмечает в этом году 80-летие Харольда Рубина.

В септете Юваля Коэна собраны лучшие израильские джазмены, прошедшие лучшие американские школы - Асаф Хакими, Авив Коэн, Нитай Хершкович, Йонатан Волчек… Сам Юваль, старший брат легендарного семейного трио - музыкант не менее интересный, чем его сестра и брат (саксофонистка Анат и трубач Авишай), ставшие мировыми звёздами.

С вокалистом Жокой Перпиньяном, репатриантом из Бразилии, играет, в числе других, Амос Хоффман - отличный гитарист с нью-йоркской сцены. Представлено и самое юное поколение: пианисты 16-летний Гади Лехави и 24-летний Эден Ладин выступят дуэтом (замечательный забытый жанр), будет и трио 18-летних - пианиста Томер Бар, басист Ури Кутнер и барабанщик Офри Нехемия. Это - звёзды не будущего, они уже сейчас играют на уровне самых высоких стандартов. Впрочем, в джазе стандартов не бывает…

фотографии, Кенни Гарретт, Крэйг Адамс, red sea jazz festival, Шон Джонс, photo, geri allen, Джери Аллен, jazz, Морис Честнат, Кармен Суза, richard bona, джаз, Ришар Бона

Previous post Next post
Up
[]