Дамы и господа.
Последний эйлатский джазовый фестиваль. Португальская певица Луиза Собрал.
Для начала маленькая самоцитата:
Луизе 27 лет, родилась в Португалии, в Лиссабоне. Должен сказать, что португальский джаз не очень доминантен на мировой сцене, но весьма своеобразен и интересен. С 16-ти лет Луиза начала выступать со своими песнями, после переехала в Нью-Йорк и продолжила постижение джазовых наук в престижном колледже Беркли.
Обладательница интересного голоса, автор и исполнительница песен на португальском и английском, играет на гитаре и арфе, да просто хороша собой. Соединив и вобрав в исполнительский стиль музыку своих кумиров Эллы Фицджеральд, Бьорк, Чета Бейкера, Битлз, Билли Холидей, Собрал стала украшением конкурсов и фестивалей, завоевав множество наград. В течение четырех лет учёбы в Бостоне она была номинирована в категории «Лучший джазовый артист» и Лучшая джазовая песня» на Hollywood Music Awards (2008) , «International Songwriting Competition» (2007) и даже «The John Lennon Songwriting Competition» (2008). В 2011-ом вышел дебютный альбом певицы The Cherry On My Cake.
Итак, концерт. Перед нами очаровательная молодая женщина в сине-чёрном стильном платье. Ярко красная помада на губах, дерзкий взгляд, красивый голос, чёртики в глазах.
--
А вот следующая картинка. День после концерта. 11:00. Ложащиеся спать в пять после горячей всенощной джема не станут спорить с тем, что это раннее утро. Мастер класс Луизы Собрал. Будничная сцена без спотов и клубов дыма. Фестивальный праздник ещё сладко спит. Сонные зрители лениво заполняют зал. На высоком стуле сидит девушка в простом платье с чёрными сердечками и что-то тихо мурлыкает, подыгрывая на гитаре. Ни яркой помады, ни особой косметики.
Вот только чёртики в глазах всё те же.
Вот так "с чёртиками в глазах" и попутешествуем меж двух миров. От ярких концертных фотографий к неторопливой беседе утра следующего дня.
Просто прогуляемся вместе по размышлениям и откровениям Луизы.
Концерт начинается...
- Я думаю о голосе не как певица, а как испонитель, сочиняющий музыку и тексты.
- Баловство со словами на фоне придуманной мелодии рождает текст песни. А языковая среда и чтение книжек помогают. В Америке я читаю, разговариваю и пишу только на английском, а в Португалии - на португальском. Мне нравится преодолевать сопротивление материала. Ведь "португальский португальский" очень тяжёл для песен, в отличие от мелодичного бразильского.
Девочка-кошечка звонким и вкрадчивым голосом начинает петь что-то, очаровывая зал. Песни, между прочим, написаны самой Луизой. Обычную гитару сменяет маленькая, маленькую - банджо, банджо - арфа. Ярко, красиво, музыкально. Джаз ли это? Возможно. Размышлять на эту тему не хочется, когда тебя очаровывают всё больше. Песенки радуют, смешат.
- Нужно сперва научиться играть джаз, а после всё забыть. Мастерство должно быть не в голове, а в пальцах.
- Безусловно, в моих песнях есть элементы фолк-музыки, но я никогда не выступаю на фолк-фестивалях.
- Любимая певица - Билли Холлидей.
- Зритель не должен видеть каким нелёгким трудом даётся исполнителю песня. Суть слов важнее способа исполнения. Образцом прямого попадания в сердце зрителя для меня является Том Уэйтс. Или Чет Бейкер...
Глаза сверкают. И вдруг - грусть. Нарядные туфельки летят куда-то в сторону. Песня об умерших дедушке и бабушке. Она помнит их весёлыми, и, поэтому, песня печальная. Вот такая обратная логика. И правда, масло не должно быть масляным. Босая Луиза в странном танце-песне-воспоминании начинает кружиться по сцене с вовсе не театральными слезами на глазах ...
- Всё написанное условно делю на три группы:
первая - песни о себе, основанные на личном опыте. Некое подобие дневника. Это довольно болезненный процесс. Когда исполняю их на концертах, то почти плачу, а голос начинает дрожать.
вторая - о персонажах вымышленных. Я как будто вселяюсь в чужое тело. И уж тут стараюсь выбрать кого-то, совсем на меня не похожего. Например, героем песни может стать умирающий старик-мизантроп, никому не нужный неудачник.
Или превращаюсь в парня, безнадёжно влюблённого в девушку. Некое подобие шизофрении? Возможно. Но такое раздвоение личности мне нравится.
и третья - просто рассказ о ком-то. К примеру, песня о японской девочке, выжившей после того страшного цунами. Рассказанную в ней историю увидела по телевизору. Впервые плакала, слушая новости.
Маленький оркестрик взаимной любви заводит полный зал очарованных зрителей в сказочные лабиринты приятной музыки и текста. Временами, печального, но чаще ироничного .
- Актёрствую ли на сцене? Когда-то пришлось совершить выбор между театром и музыкой. При этом не люблю музыкальный театр. Часто он олицетворяет фальшь на сцене.
- Много читаю. Единственная проблема - могу с лёгкостью заснуть после одной страницы. Но, проснувшись, неутомимо продолжаю.
Смешная девчонка Луиза Собрал заканчивает концерт. Лёгкость и очарование состоявшегося расплываются улыбками предстоящих воспоминаний на лицах расслабленных зрителей. Улыбками расставания.
- Моя саркастичность уходит корнями в семейные традиции. У нас в семье принято шутить друг над другом. Даже устраиваем соревнования по этому "виду спорта".
- Я не типичный музыкант. Не люблю тусовок. Спиртного вообще не употребляю. Не курю. Рано отправляюсь на боковую и много и сладко сплю.
- Перед концертом стараюсь не переедать. Немного сыра, томатный сок, апельсины. А вообще, я несчастная вегетарьянка, не любящая молоко. Только в гостях у родителей позволяю себе расслабиться и объедаться хорошей едой.
Пройдут дни, мы будем вспоминать прошедший фестиваль, именитых джазменов, покорявших нас мощью своего таланта. И среди них - экзотическую португальскую бабочку.
Прошло немало дней после фестиваля. Два лица Луизы Собрал в памяти давно уже слились в одно. Яркое, улыбающееся, насмешливое и очень артистичное. Она сама и создала на сцене тот самый "нелюбимый" музыкальный театр. Но отнюдь не фальшивый, а игривый и естественный.
Весёлый и грустный, дамы и господа.
Click to view