Дамы и господа!
Пустое одеревеневшее пространство сцены освещено и освящено одинокой люстрой.
За стенами безумие Французской революции. Пока за стенами. Но озверевшая толпа и в благополучный дом Бланш проникает надписью белым мелом на чёрно-серой стене: Liberté.
Свобода от чего?
Музыка Пуленка звучит в чёрно-белом мире оперы. Тревожно прекрасная. Неторопливая поначалу, но неотвратимая...Музыка о любви, слова о смерти.
В этом мы существуем в спектакле и вне его рамок. Хорошо знакомое сочетание. Холостых взрывов здесь быть не может. Только нажми на кнопку, и любовь вновь сочетается с кровью, утеряв пошлость рифмы.
Чёрно-белый мир на то и монохромен, чтобы убрать завитушки красивостей и оставить важное. И в прекрасной музыке Пуленка, и замечательной постановке Оливье Пи, и в нас.
Любовь - главная составляющая оперы, хотя и прячется за тенями своих антиподов.
Рефреном :"Любовь и тревога."
Вскрик Бланш за кулисами. Боязнь тени на стене. И "спасительным" от отчаяния решением - уход в монастырь сестёр Кармелиток.
Стена дома рассекается, оставляя в опустевшем остатке крест. Лучи света расписывают пол.
Бланш принимает монашеское имя Сестра Бланш Агонии Христовой, предопределяя свою судьбу. И не только свою...
Монастырский сад мёртвых деревьев.
Немая сцена-вертеп "Благовещение" молча предсказывает грядущее. Постановка французского режиссера Оливье Пи, мировая премьера которой состоялась в театре Елисейских полей в Париже в 2013 году, а нынче впервые перенесённая на израильскую сцену, невероятна и переворачивает всё в прямом и переносном смысле.
Гениальное пространственное решение.
Комната настоятельницы переместилась на стену. Там она агонизирует и умирает в своей кровати от отчаяния и утраты веры. Мир боли стирает ориентиры.
Смертоносно-фанатичная наивность сестры. Констанс : "Разве в 59 ещё не время умирать?"
Шутница,. И сплясать может, и мыльные пузыри пускать.
Рефреном : "Страх или смерть?"
Первое действие возносит так высоко, что, казалось бы, дальше некуда. Но Оливье Пи неукоснительно ведёт нас выше и выше.
Начинается вторая часть с великолепного дуэта Констанс и Бланш над гробом почившей Матери Настоятельницы Марии. На её место заступает новая Мать Настоятельница. В Мариях можно даже запутаться, но голос любимой Аллы Василевицкой
Alla Vasilevitsky ошеломительно прекрасен, прозрачен и чист.Спутать невозможно, хотя пели прекрасно все
Под безукоризненным управлением дирижёра маэстро Ашера Фиша звучит оркестр.
Первая из молитв!!! Просто поставлю 3 восклицательных знака.
Брат Бланш пытается достучаться до сестры. Рефреном "счастье или свобода". Первое возможно, а второе - нет.
Рефреном " страх против страха". Может быть страх, это болезнь?
Немая сцена-вертеп "Рождество". Младенец Христос испытания горем и страхом не выдерживает.
Свет, как в допросной камере. Бессмысленный квадрат недостижимого в ожидании смерти окна.
Немая сцена-вертеп "Тайная Вечеря". Хлеб плавно переплывает из рук в руки, но никого он уже не насытит.
Внутри светового органа или гигантского фотообъектива звучит смертный приговор Революционного Трибунала.
За безмолвный бунт.
За отказ безропотного подчинения.
За инакомыслие.
Поимённо. Каждой.
Монашки падают чёрными нотами на разбегающийся нотный стан тюремного света.
Всё выше и выше. Музыка Пуленка тревожней, безысходней, грозней.
Немая сцена-вертеп "Распятия". Ангелы по сторонам, череп у основания креста, Марий хватает.
Финальную сцену казни не забуду долго.
Скрип дощатого пола под босыми ногами монашек. Ещё одна молитва Марие Милосердной на фоне провала чёрного заёздного неба. Музыка Пуленка строга и безжалостна. И прерывается только лязгом гильотины и вскриками исчезающих монашек.
Где-то в сценическом небе третьего яруса звучит хор. То ли ангелов, то ли Израильской оперы.
Бланш появляется в последний момент и следует в смерть за сёстрами. Остаётся неумолимо чёрный бархат неба, безразлично яркие звёзды и опустевшая сцена, дамы и господа.
*******
«Диалоги Кармелиток»
Опера Франсиса Пуленка (1957, Милан), в 3 действиях; либретто Жоржа Бернаноса.
Либретто основано на одноимённой пьесе Жоржа Бернаноса, написанной по немецкой новелле Гертруды Ле Форт (Gertrud von le Fort) «Последняя на эшафоте» («Die Letzte am Schafott»).
Постановщик - Оливье Пи
Дирижер - Ашер Фиш
Режиссер обновленной версии - Дэниэль Иццо
Художник-постановщик и костюмер - Пьер-Андре Вайц
Художник по свету - Бертран Килли
При участии оркестра Израильской Оперы - Израильского Симфонического оркестра Ришон ле-Циона и хора Израильской оперы под управлением Итая Берковича и солистов.
Действующие лица и исполнители:
Бланш (де ла Форс) / Blanche de la Force (сопрано) - Яэль Левита и Шакед Струль
Маркиз де ла Форс / Marquis de la Force (баритон) - Йонуц Паску
Шевалье де ла Форс / Chevalier de la Force (тенор) - Пьер-Антуан Шомайн
Мадам Лидуан / Madame Lidoine (сопрано) - Алла Василевицкая
Мадам де Круасси / Madame de Croissy (альт) - Шай Блох
Мать Мария / Mère Marie (меццо-сопрано) - Анат Чарны
Сестра Констанс / Constance (сопрано) - Шира Печорник
Сестра Матильда / Mathilde (меццо-сопрано) - Ярден Киперман
Священник - Энтони Уэбб
А также: Одед Райх, Ади Эзра, Яир Полищук, Пнини-Леон Грубнер и Йоав Аялон
Даты представлений:Вторник | 28.05.2024 | 19:30 | ПремьераЧетверг | 30.05.2024 | 20:00Пятница | 31.05.2024 | 13:00Суббота | 01.06.2024 | 20:00Понедельник | 03.06.2024 | 18:00Билеты в кассе Израильской Оперы по телефону 03-6927777 или в кассе «Браво» -
https://bit.ly/4aXPlh7Фото: © Йоси Цвекер
Yossi ZweckerПиар-агентство:
Sofia Nimelstein PR & Consulting