Дамы и господа!
Отчасти вернусь к написанному несколько лет назад. Слова те же, а смысл иной.
Если речь идёт о джазе и живописи, не бывает повторений.
Фотографии автора
Незабываемая максима Михаила Жванецкого:
"И ты вдруг осознаёшь... Если на одну чашу весов положить случайные половые связи, а на другую - хороший коньяк... Слушай, а зачем их класть на разные чаши?"
Как всё у классика, эта мысль имеет множественные смыслы.
Извне - смешной гэг, а внутри - глубокое философское размышление.
Жизнь коротка. С годами перестаёшь разбрасываться "по разным чашам."
На подходе изумительный, ни на что не похожий музейно-джазовый фестиваль в Иерусалимском музее искусств.
Что выбрать, спрашивают друзья, куда бежать? Ведь невозможно на всё поспеть.
На всё и не нужно. Только на лучшее. "Чаша" хорошего джаза всегда одна.
Во-первых, джаз сам по себе прекрасное музыкальное искусство.
А во-вторых, в фестивальную площадку превращён Israel Museum, один из лучших израильских музеев.
И это не фигура речи. Концерты пройдут не только в концертном зале, но и в галереях.
Представьте себе картину - наслаждение отличным джазом в Галерее Сюрреализма.
Так сюрреализм становится реальностью, "данной нам в ощущениях". Это и есть настоящая свобода.
Что нас ждёт в музейных залах на 8-м Международном Джазовом Фестивале в Музее Израиля в Иерусалиме с 5-го по 7-е июля 2022-го года?
Какую программу подготовил для нас художественный руководитель фестиваля, один из лучших джазовых трубачей мира Авишай Коэн?
Всё о фестивале можно прочесть на сайте
https://www.jerusalemjazzfestival.org.il/en/, а я остановлюсь на нескольких концертах и музыкантах, привлёкших моё внимание.
Дуэт колумбийского арфиста и композитора Эдмара Кастанеда и исполнителя на губной гармошке из Швейцарии Грегуара Маре. Каждого из них слушал на фестивалях, но вместе - впервые.
В Эдмара Кастанеду мы влюбились с первого взгляда в 2008-ом на летнем фестивале на Красном море. Худенький хрупкий юноша в клетчатой кепочке и его арфа. Именно так. Неразделимо. Единственное приходящее на ум патетическое слово для описания этого симбиоза - любовь.
Впрочем, без сексуальных коннотаций здесь не обойтись.
А в 2018-м году перед очередным Эйлатским фестивалем колумбийца в мятой гавайке задержали в аэропорту Бен Гуриона, приняв за гастробайтера, приехавшего в Страну незаконно подработать. Заперли в небольшом "отстойнике" для отправки восвояси, но музыкант достал свою маленькую арфу и заиграл. Всё сразу стало ясно строгим пограничникам, и "таможня дала добро".
Его признание в любви к Израилю не просто приятные слова. Надо было видеть сияние глаз Эдмара.
- Я буду молиться за вас музыкой.
Никогда не слышал такой страстной, самозабвенной молитвы.
Его "Иисус из Назарета" ввёл в экстаз не только самого музыканта, но и всех нас, верующих и неверующих.
"Мальчишке" Эдмару Кастанеде 44 года. Успел выпустить несколько альбомов в качестве лидера, сочинить симфоническую музыку и сыграть на многих сценах мира с такими музыкантами, как Джон Скофилд, Гонсало Рубалькаба, Маркус Миллер, Хироми, Джон Патитуччи, Стинг, Рикки Ли Джонс и Пако де Лусия, Габриэль Мирабасси.
Жду с нетерпением третьей встречи.
Американский пианист и композитор Фред Херш ( Fred Hersch).
Родился в 1955-ом году в Цинциннати. Уже в 4 года начал осваивать фортепиано. Виртуозный и тонкий пианист, не страшащийся экспериментов. Сотрудничал со многими выдающимися джазовыми и классическими музыкантами, среди которых Joe Henderson, Art Farmer, Charlie Haden, Stan Getz, Bill Frisell, Renée Fleming, Dawn Upshow and Christopher O'Riley.
Девятикратный номинант Грэмми. За восьмидесятилетнюю историю знаменитейшего американского джазового клуба Village Vanguard Фред стал первым, кто целую неделю выступал там соло.
Посвящённый ему обзор в New York Times константирует: "Это мастер, нашедший свой путь в музыке. Ему принадлежит концепция фортепианного соло, подобной которой нет ни у кого в мире."
И на фестивале Фред Херш будет играть соло.
Трубач и художественный руководитель фестиваля Авишай Коэн родился в Израиле в замечательной джазовой семье (сестра Анат играет на кларнете и саксофонах, а брат Юваль - на сопрано саксофоне). В 2012-ом году журнал Downbeat присудил Авишаю престижнейшую премию критиков - Rising Star Trumpet. Анат, кстати, в том же году победила в категории Rising Star Tenor Saxophone. Такой вот семейный подряд. Слушал Авишая несчётное число раз.
На фестивале он в квартете с пианистом Йонатаном Авишаем, басистом Бараком Мори и барабанщиком Зивом Равицем представит музыку из своего последнего альбома Naked Truth, записанного в феврале 2022-го года на ведущей джазовой фирме ECM.
Квартет блестящего пианиста Йонатана Авишая с контрабасистом Бараком Мори, перкуссионистом Рони Ирвином и барабанщиком Амиром Бреслером представит на фестивале программу Modern Times.
Ударника Шая Зелмана слушал много раз. В Тель-Авивском музее в серии Hot Jazz с ведущими джазовыми музыкантами мира, на различных джазовых концертах и фестивалях, включая последнюю докоронавирусную встречу на 10-м зимнем Международном Фестивале джаза на Красном море в 2020-м году.
Авангардный тенор-саксофонист Альберт Бегер, один из ведущих саксофонистов Израиля, профессор Иерусалимской академии, сыграет с квартетом Cosmos Ensemble современный экспериментальный джаз.
И это лишь небольшая часть. Среди гостей фестиваля певец Цион Голан и группа El Khat (Израиль), представительница альтернативного джаза из Турции вокалистка, играющая на трубе и клавишных, Dilan Balkay, трио гитариста Джулиана Лейджа (США) с одним из самых любимых моих джазовых музыкантов, многократно игравшем в Израиле в трио The Bad Plus, барабанщиком Дэвидом Кингом.
Тель-авивская группа средиземноморского рока Boom Pam, принимающая в гостях израильского музыканта, продюсера, диджея, играющего в стилях фанк, афробит, джаз, поп, диско Кутимана и певицу и автора песен Мелике Шахин (Турция).
И ещё, и ещё, и ещё…
Плюс традиционный джем в иерусалимском клубе Yellow Submarine.
Напоследок по традиции несколько строк, написанных пару лет назад.
Музей искусств есть существо живое.
Вечные странники истории картины и скульптуры, гравюры и вазы только делают вид, что дремлют.
На самом деле, запаса жизни в них на бесконечность вперёд. Они пропитывают эманацией прекрасного стены и переходы музейных залов. Даже музейные старушки-охранницы молодеют и стройнеют рядом со своими тысячелетними визави.
И зрители музею необходимы, ибо впитывают прекрасное и несут дальше в свои миры, как бабочки распыляющие жизнь. Необходимы, но недостаточны, как подсказывает спрятавшийся в моих глубинах надоедливый математик. Артефактам ведь тоже нового хочется.
Вот и приближаются те редкие вечера, когда должное отдают и музею. В залы придёт неожиданный гость.
Весёлый и шумный, непредсказуемый и непостижимый.
Тишину музейных вечеров прорвёт медь труб. Не иерихонских, а ДЖАЗОВЫХ, дамы и господа.