Тень Катастрофы-6. Следы жизни

Jan 26, 2019 22:48



Сегодня Международный день памяти жертв Холокоста.
Мне задают вопросы, зачем писать? К чему теребить старые раны? Опять открывать ворота ада?
Сыпать соль на раны? Мучать людей кошмарами воспоминаний?
Все и так всё знают...
Ответ пришёл в утренних новостях. Вчерашний опрос в Великобритании показал, что 5% населения не верят в Катастрофу.
В Великобритании!!!
Если молчать, то процент будет расти.

Гигантское еврейское кладбище в Варшаве, крохотный смертоносный Собибор, Майданек, хранящий в своём мемориале 7 тонн человеческого пепла, главные монстры Третьего Рейха в Польше - Освенцим и Биркенау.
Вы думали, что самое страшные круги ада в моём повествовании позади?
А как вам этот круг?
Точка , точка , запятая -
Вышла рожица кривая .
Ручки, ножки, огуречик,-
Получился человечек!

Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки
Уведут его...

Сколько бы ни продолжалось путешествие по кругам гитлеровского ада в Польше, эта фраза толчками отторжения будет стучать в висках.

Один миллион пятьсот тысяч еврейских детей убиты в Катастрофу.

Усталые и опустошённые, мы шли сквозь страшные бараки Биркенау и оказались в большой пустой белой комнате. Несколько окон, тускловатый дневной свет, отштукатуренные стены.
Неожиданно сквозь побелку начало что-то проступать.



         

Тонкие карандашные линии, еле видимые в матовом свете, собираются в палочки, кружочки... Паровозики, самолётики, человечки...
Постепенно осознаёшь, что шум улицы, песенки, голоса мальчишек и девчонок звучат не за окнами. Откуда они в мёртвых глубинах концлагеря? Голоса тех, кого давно нет, раздаются рядом.
На стенах, как в странном сюреалистическом мультфильме, оживают детские рисунки. Вот только эти картинки совсем не "детские". Холодом веет от них, тревогой и ужасом. Среди медвежат и кукол, мам и пап расположились вооружённые убийцы и виселицы, бараки концлагерей и пикирующие самолёты. Это не детская игра "в войнушки", а настоящая война на уничтожение. На убийство самих детей.

Один миллион пятьсот тысяч еврейских детей убиты в Катастрофу.



 


Впрочем, знают даже дети,
Как прожить на белом свете;
Легче этого вопроса
Нету ничего!

Рядом на стенде некоторые чудом сохранившиеся имена. И даты рождения. В основном, 1933-й - 1934-й годы.
Дат смерти нет. Легко вычислить. Большинство "авторов" уничтожено здесь.

Один миллион пятьсот тысяч еврейских детей убиты в Катастрофу.



 


Инсталляция "Следы жизни" посвящена полутора миллионам детей, погибших в нацистских концлагерях. Известная израильская художница Михаль Ровнер больше года изучала сохранившиеся в архивах Аушвица детские рисунки и их фрагменты и бережно перенесла их на стены барака.
Михаль говорит: «В Аушвиц-Биркенау мы уже на „территории смерти”, мне казалось важным сохранить какие-то следы жизни. Дети рисуют всегда, на чем угодно - это и есть доступная им свобода».

Один миллион пятьсот тысяч еврейских детей убиты в Катастрофу.

Те, кто хоть раз побывал в израильском музее катастрофы Яд ва Шем, видели работу Михаль Ровнер. Невозможно забыть огромный треугольник у входа и непрерывно показываемый в нём её короткометражный фильм "Мир, которого больше нет" о жизни европейских евреев до Катастрофы. И здесь, как в "детской комнате" Освенцима, из крохотных уцелевших фрагментов Михаль собрала мозаику уничтоженной жизни еврейских городов и местечек.
"Мир, которого больше нет".
   


Писатель Давид Гроссман о художнице и её "Следах жизни" :

"Один миллион пятьсот тысяч еврейских детей убиты в Катастрофу.

Человек никогда не будет в состоянии осознать это.
Каждый ребенок - начало жизни. Каждый - целый мир.
Они были всего лишь детьми, когда увидели рвущихся в клочья людей, семьи, саму человечность.
Большинство из них не оставило следов. О единицах рассказывают дневники, письма, картинки.
Художник Михаль Ровнер линия за линией возвратила к жизни рисунки, сделанные детьми в годы войны и уничтожения. Хрупкие и сильные, эти карандашные наброски проступают на стенах барака, посылают нам сигналы детства, уничтоженного в Катастрофе.

Глядя на них здесь, в Освенциме, чувствуешь, что искусство это место, где возможно сосуществование жизни и смерти. На мгновение представляешь рисующего картинку ребёнка. Глубоко задумавшегося с карандашом в руке и высунутым языком. Старающегося поточнее изобразить птицу, дом, солдата, пустую коляску. Поезда.
Ужасная буря разрушила тогда мир. Нацисты и их помощники, равнодушно и слепо убивая миллионы людей, уничтожили и ребенка с карандашом.
Смесь детской невинности и горького разочарования - ужаснейшая из картин, когда-либо созданных человеком."



 


Как все просто удается
На словах и на бумаге,
Как легко на гладкой карте
Стрелку начертить!
Но потом идти придется
Через горы и овраги...
Так что прежде, человечек,
Выучись ходить!

Не выучился. Не дали.
Один миллион пятьсот тысяч еврейских детей убиты в Катастрофу.

поездка в Польшу, нацизм, Катастрофа, Михаль Ровнер

Previous post Next post
Up