Ушедшему другу фотохудожнику Георгию Исаеву посвящается.
Дамы и господа.
Зеркала. Отражения. Лукавая правда фотографии. Где проходит граница между реальностью и вымыслом?
Массовка, сверкая мобильниками во все стороны, числит себя большими фотографами. Сверху на любителей скептически поглядывают профессионалы.
А где-то там в божественном эфире обитают фотохудожники. Они и любители, ибо невозможно заниматься кропотливым этим делом без беззаветной любви, и профессионалы с тяжёлыми камерами и всевозможыми причиндалами. Но смотрят они туда, где не задержится взгляд непосвящённого.
Об этом и о многом другом думаю я после посещения выставки «Mediterraneo. Зеркала утерянных царств» в павильоне «Мигдаль» Музея Эрец-Исраэль-MUSA в Тель-Авиве.
Среди суеты посетителей сразу бросался в глаза ОН. Автор. Художник. Миммо Йодиче.
Есть люди-магниты. Попробуйте пройти мимо и не задержать взгляд.
Родился в 1934-м году в Неаполе. Начал фотографировать в 1960-е, сразу уйдя в экспериментальный авангард. Было с кем. На его фотографиях тех неапольских лет Энди Уорхол и Йозеф Бойс, Вито Аккончи и Лучио Амелио. Среди художников, оказавших на него влияние, сам фотограф называет Магритта и Де Кирико, а искусствовед Луи Годар говорит о несомненной связи между Йодиче и мастерами неаполитанского барокко - Караваджо и другими.
В 1970-м году Йодиче становится первым фотографом, получившим кафедру в Академии изящных искусств Неаполя. Благодаря ему в стране великих художников фотография из технического ремесла превращается в полноправный объект искусства.
С годами авангард становится фоном, уступая передний план Пастернаковской "неслыханной простоте".
«Неаполь подарил творческое вдохновение, превратившееся в важнейшие темы моих фотографий - древний мир и море» - говорит Йодиче.
На свою первую выставку в Израиль он прибыл не один. Ничего хорошего не случается в нашем мире без любви и света. С какой нежностью застёгивает ему пуговицу жена Анжела.
Свет излучают его тёмные фотографии. «Метафизический фотограф», философ, путешественник Миммо Йодиче снимает только на черно-белую пленку, сам проявляет и печатает свои снимки в лаборатории, сознательно отказавшись как от использования цвета, так и от перехода на дигитальную камеру.
Средиземноморье. Развалины городов и храмов. Застывшие посреди моря скалы. Римские бюсты, лишённые глаз и носов. Атрибуты вечности.
А люди?
Миммо Йодиче удаляет их со своих фотографий, оставляя не истории, а Историю. Но если вы придёте на выставку и начнёте бродить среди руин и римских бюстов, то в стеклянных рамках непременно заметите собственные отражения.
Как бы не поворачивались, как бы не падал свет.
Неизбежно, неизбывно, неустранимо.
Наши мимолётные отблески мелькают в зеркалах фотографий, а зазеркалье истории вечно.
Свет, колонны, гладь моря, античность.
Века на фотографиях Миммо Йодиче сливаются в единый век, дамы и господа.