Дамы и господа!
30-й юбилейный джазовый фестиваль на Красном море.
Как я предупреждал, столь славный юбилей организаторы решили отметить особенной программой и посвятить её израильскому джазу.
Обычно количество местных музыкантов и зарубежных гостей делится примерно пополам. И большинство участников выступают дважды. На сей раз за 4 дня свои программы представили 27 израильских составов и только один зарубежный, хотя и в нём играл один из лучших израильских музыкантов.
Обстоятельства предложили мне компромиссное решение - два последних дня.
О них - фоторассказ.
Понедельник.
Что успел? Немало...
Третий день фестиваля начался с концерта трио Омри Мора. Талантливый джазовый пианист, получивший классическое музыкальное образование в иерусалимской Академии музыки им. С. Рубина. Джазовое фортепиано ему преподавал профессор Слава Ганелин. Отличная школа.
В последние годы Омри много выступает как в Израиле, так и и за рубежом. Играет джаз, классику с оркестрами Израильской филармонии и Симфониеттой Раананы, андалузскую, северо-африканскую, латинскую и афро-кубинскую музыку. С раннего детства любил импровизировать в стиле Баха и Моцарта. Они, а также Стравинский и Барток наиболее значимые для него композиторы классической музыки. А среди джазменов любит Дюка Эллингтона, Телониуса Монка, Уэйна Шортера. Мы слушали выступления Омри Мора на Эйлатском фестивале и на Иерусалимском фестивале «Джаз-Глобус».
С Омри играли два чудесных музыканта.
Контрабасиста Гилада Абро слушал неоднократно.
Третьим был ударник Ноам Давид. Посмотрите на его улыбку, и станет ясно, какие чувства испытывали музыканты трио.
Гость трио вокалист-перкуссионист Шломо Бар особой радости не доставил. Знаю, у него немало поклонников, но я - не один из них. Слишком много показухи. Как удачно пошутил мой друг Володя Мак: "Похоже, он репетировал не в наушниках, а перед зеркалом".
Оставив трио Омри Мора играть, а Шломо Бара гримасничать мы поспешили на шоу-концерт "LOVE LOOPING".
Среди поп и рок лидеров понедельника был неотразимо обаятельный Шломи Шабан.
Виртуозный пианист, композитор и певец, всеобщий любимец и обладатель великолепного чувства юмора.
А мощное джазовое "окружение" звезды составили трубач Авишай Коэн, басист Барак Мори, певица Марина Максимилиан Блюмин и другие музыканты. Дважды мы слушали Шабана на джазовых фестивалях.
Но на сей раз не дослушали. Пришлось уйти, чтобы успеть на концерт трио Славы Ганелина ALLIANCE.
Слава - великолепный пианист и композитор. Он крайне редко обращается к ранее написанным темам, еще реже - к вечнозеленым джазовым стандартам. Уникальный импровизатор, создающий музыку "на глазах у изумлённой публики". Производит впечатление человека замкнутого, немногословного, сосредоточенного на своих мыслях. Но при более близком знакомстве открывается с совершенно другой стороны. Вот несколько характеристик. Провокатор. Хитрец. Блестящий дидактик. Хулиган. Спорщик. Боец. Мыслитель. Насмешник. Победитель.
Частенько рассуждают об импровизации, о свободе и спонтанности исполнения. Но в большинстве случаев это не так. Мы имеем дело с хорошо подготовленным и удачно поданным материалом. В музыке Ганелина всё иначе. ВСЕГДА! Он - абсолютный гений свободного джаза.
Впервые слушал концерт Ганелина лёжа. В небольшом зале между первым рядом и сценой разбросали гигантские чёрные подушки.
На одну, самую большую, я и улёгся. Впитывал Славину музыку, наслаждаясь августовским "звездопадом".
Вот только вставать и фотографировать ленился.
С Ганелиным в Эйлат приехали мультиинструменталист Гершон Вайсерфирер ...
... и певица, танцовщица и перкуссионистка Эсти Кенан-Офри.
Этот концерт мы прослушали с самого начала и до последних секунд "биса".
Четвёртая встреча понедельника. The Eyal Vilner Big Band под руководством Эяля Вильнера, саксофониста, кларнетиста, флейтиста, арранжировщика, композитора и дирижёра.
Привезти на фестиваль большой джазовый оркестр - дорогое удовольствие. Редкая возможность побывать на выступлении ансамбля прекрасных инструменталистов и вокалистов.
Великолепный тромбонист Йонатан Волчок.
Эйтан Гофман - тенор саксофонист и кларнетист.
Американская джаз-дива Шарени Вэйд.
Алон Олеарчик.
Трудно найти в наши "благовоспитанные" времена джазового певца, так свободно и непринуждённо свингующего. Да ещё и на иврите.
Дальше - обвал музыки, песен, аплодисментов. Границы между концертом и "бисами" размыты. К оркестру присоединился Эли Дижибри. Всевозможные джазовые комбинации, включая дуэт вокалистов.
Первый день фестиваля незаметно крадучись перевалил во второй, но музыка продолжала звучать. Час ночи. Мы идём на звук.
Отдыхать дома будем.
Ансамбль QUARTER TO AFRICA. Даже запланирован не был. Не моя сфера интересов. Смесь африканской и восточной музыки с джазом и фанком.
Пост-усталость четырёх предыдущих концертов гонит отдыхать, но упрямые ноги ведут в клубящуюся синюю тьму с чёрными силуэтами.
В который раз убедился, что уровень музыканта куда важнее стилистических пристрастий. А играли ребята очень хорошо. И не просто хорошо, а разнообразно. Скучно не было. Каждая следующая композиция отличалась от предыдущей.
Зрители в большом ночном гулком зале пустились в пляс. Все, и стар, и млад.
А я залез на опустевшую за ненадобностью скамейку.
И танцевал, танцевал, танцевал джаз, дамы и господа.