Дамы и господа!
Израиль. Летний термометр зашкаливает. Июль безжалостен и неумолим. А впереди маячит ещё более жаркое марево августа.
Но среди зноя, хамсинов и шума кондиционеров приглушённо и радостно доносятся звуки приближающегося праздника.
С 27-го по 30-го августа в Эйлате нас ждёт неотвратимый 30-й летний джазовый фестиваль. Он, как всегда, пройдёт на территории Эйлатского порта, перестроенного на эти 4 дня в огромный джазовый табор.
Традиция, но есть и новшества.
Во-первых, начало фестиваля с привычного воскресенья сдвинули на субботу. Кого-то это вполне устроит. На один день отпуска брать меньше. Других - не очень. С субботы по среду сложнее заказать гостиницу.
Во-вторых, столь славный юбилей организаторы решили отметить особенной программой и посвятить её израильскому джазу.
Обычно количество местных музыкантов и зарубежных гостей делится примерно пополам. И большинство участников выступают дважды. На сей раз за 4 дня свои программы представят 27 израильских составов и только один зарубежный, хотя и в нём играет один из лучших израильских джазменов.
Пусть "лицом" этого обзора и всего фестиваля станет гений джазового фортепиано Чик Кориа.
Трудно представить музыканта, которого хотел бы услышать сильнее.
Всё началось в 1992-ом году с сольного концерта Чика в филармонии Тель-Авива. В Стране мы были только 2 года.
Невообразимая стоимость билетов для нас тогдашних, экономящих на мороженом. Но Кориа! Несбыточная мечта советских лет. Пропустить невозможно. И мы пошли.
До сих пор помню этот сон наяву.
1999-ой год. Наш второй фестиваль на Красном море. И Чик Кориа с секстетом "Origin". Первая оглушающая жара ночного Эйлата. Охлаждающий горячку ночной ветерок. И Чик, Чик, Чик!!! Совершенно иной, без филармонического классицизма.
А год назад в Израиле Чик Кориа играл в дуэте с Бобби МакФерриным. Ну что я могу сказать о том концерте?
Рассказать? Написать? Выражение "Нет слов!" приобретает свой первоначальный смысл...
Это надо было слышать. И мы оказались среди счастливчиков.
Потому что никакие записи, которыми полон интернет, не могут передать очарование того вечера. Даже жаркая наша погода уступила, наполнив Ришонский амфитеатр прохладным ветерком, слегка остужающим горячие головы зрителей.
Чик Кориа и Бобби МакФеррин были великолепны. Шоу высочайшего уровня, где два музыканта-события, сбросив немалые свои годы, резвились, баловались, наслаждались, бросали вызов друг другу и бушующему, смеющемуся, подпевающему залу.
А я слушал и фотографировал, фотографировал и слушал!
Чик Кориа. 63-кратный номинант "Грэмми" и 22-кратный победитель. Один из лучших джазовых пианистов и композиторов всех времён. Да если бы он сочинил только
"Spain" и "La Fiesta", то и тогда навеки вошёл бы в Джазовый Пантеон.
Click to view
Соло молодого прекрасного Чика. Вы дадите ему 74 года?
Тогда я написал: "Хочется верить, что до новых встреч, дамы и господа". И вот она, очередная встреча с Чиком, пропустить которую очень не хочется.
Слова, слова, слова.
Чику Кориа не нужна никакая реклама. Он самодостаточно прекрасен.
Но трио - это три музыканта. Три равноправных партнёра.
Кто же выйдет с Маэстро на Эйлатскую сцену?
Во-первых, Авишай Коэн, один из самых известных басистов в современном джазовом мире. Впервые услышал и увидел его в том же 1999-ом году в Эйлате. Секстет Чика Кориа «Origin». Головокружительное счастье, видеть, слышать, впитывать эту музыку. Сам Чик в джинсовых шортиках и пёстрой рубашке с улыбкой следит из под крышки рояля за своей командой.
Особенно запомнился один. Худощавый, серьёзный, сосредоточенный и очень молодой контрабасист. Инструмент в его руках пел, рычал, извивался. Было в этом нечто дьявольское. Даже немного пугающее. Ощущение, что он сейчас может оставить контрабас и отойти в сторону, а тот продолжит хрипло стонать что-то вослед хозяину, раздувая деревянные лакированные бока.
Авишаю Коэну тогда не было и тридцати. Самое начало фантастической карьеры. За два года до этого Чик, прослушав в машине кассету с демо-записью его выступления, немедленно пригласил басиста в своё комбо.
И понеслось... Шесть лет в "Origin" и "Chick Corea’s New Trio". Не только в качестве басиста, но и композитора, и арранжировщика. Далее - "свободное плавание". Множество альбомов, неимоверное количество звёзд джаза, с которыми Авишаю посчастливилось играть. Или которым посчастливилось играть и записываться с Авишаем Коэном (тут невозможно определиться с приоритетами).
Гастроли по всем континентам. Возвращение в Израиль. Несколько лет руководства Эйлатским джазовым фестивалем. Концерты. Джемы...
Не буду загружать свой текст подробностями его биографии. Всё можно найти в интернете.
Авишаю Коэну 46 лет, и встречи с ним по-прежнему эмоциональное потрясение высшей пробы.
Классическое джазовое трио - пианист, контрабасист и ударник.
Маркусу Гилмору, внуку одного из самых знаменитых джазовых ударников Роя Хайнса, нет нужды скрываться в тени великого деда. 22-х летний музыкант давно известен умением легко и естественно играть на ударных сложную музыку.
Чик Кориа с друзьями "делают предложение, от которого невозможно отказаться...
Три музыканта, разделённых четвертью века возраста и опыта, выйдя на сцену не вспомнят об этой разнице и заставят нас забыть.
В этом Главный Секрет Вечно Юного Джаза, дамы и господа.