Маленький человек на фоне безликой стены. Чёрное пятнышко. Человек играет в мячик?
Но пятно растёт, и уже понятно, что никакая это не игра. Это борьба. Это битва. Это война на выживание. Чёрная дыра, стремящаяся поглотить ВСЁ, и одинокий герой, из последних сил сопротивляющийся энтропии. Огромное чёрное чудовище и отчаянный (но не отчаявшийся) смельчак, пытающийся уцепиться за какой-то столик, за эфемерную занавеску, падающий и поднимающийся, всё время встающий между прожорливым ничто и миром, между ним и НАМИ.
Но зло преображается. Гигантская волна цунами вздымается над смельчаком. И накрывает всё. Битва проиграна. ЭТА битва проиграна.
Так завершается первая часть потрясающего действа, под названием "TeZukA", что нам посчастливилось увидеть на сцене Тель-Авивского центра сценических искусств. Я специально не употребил слово балет, ибо это был театр, Театр с большой буквы, вобравший в себя кроме хореографии всю радугу искусств. Многие музы потрудились вместе с Сиди Ларби Шеркауи, создателем этого чудесного спектакля.
Что происходит, когда художник пытается осознать, переосмыслить и показать нам мир другого творца?
![](https://lh6.googleusercontent.com/-RAAr-_QrWYk/UF3imtGWQgI/AAAAAAAABd0/ZJk3QIUjxIM/s345/sidilarbicherspiegel1.jpg)
Сиди Ларби Шеркауи, один из ведущих хореографов современного танца, родился в 1976 году в Антверпене в семье отца-мусульманина и матери-христианки. Он вспоминает, что с раннего детства увлёкся живописью, рисунком, пытался отобразить окружающий мир на плоских листах белой бумаги. И внезапно ощутил, что двумерное пространство стало тесным. И тогда Сиди ушёл в танец, пространство, где художник живёт внутри своего творения, является одновременно рукой, держащей карандаш, и самим карандашом.
Ему привелось работать с Акрам Ханом, Уэйном МакГрегором, Кристофером Уилдоном, другими великими... Два года назад он привозил в Израиль своё представление "Sutra", где вывел на сцену монахов монастыря Шаолинь и превратил искусство боя в высочайшую танцевальную мистерию.
И вот встреча с ещё одним гением - "Богом Манга" Осамо Тэдзукой. Мангака и прекрасный мультипликатор Тэдзука за свою жизнь создал 400 томов комиксов-манга (более 80-ти тысяч страниц), невероятно популярных в Японии и во всём мире, а полный список его опубликованных работ включает в себя более семи сотен манг, занимающих около 170 тысяч страниц, и всё равно не охватывает его творчество целиком.
Сиди Ларби Шеркауи говорит, что комиксы - это не только книжки с картинками для детей, а, в первую очередь, полноценный театр, обращающийся к нам на понятном языке. Сотворению этого театра мы и стали очарованными свидетелями. Я подчёркиваю частичку "со" в слове сотворение, ибо сам хореограф утверждает, что "танец - это сиюминутный рисунок, исчезающий вместе с прекращением движения. И представление нужно рисовать заново каждый раз".
Ухватившись за невидимый конец линии он ведёт нас за собой. Сегодня. Сейчас.
Самонадеянно взявшись поделиться своими впечатлениями о спектакле, я оказался сразу перед двумя безднами - хореографа и объекта. И испугался. Но как тот маленький герой, открывший мой сегодняшний рассказ, постараюсь хоть немного продержаться пока не захлестнёт окончательно цунами впечатлений. Фотографии сделаны мной с задворок галереи огромного зала оперы. За качество не судите. Чем богаты...
Спектакль состоит из двух действий. Основу первого составляет жизнеописание Тэдзуки.
Отец - врач, любитель кино и знаток европейской культуры. И мать, часто водившая мальчика в свой любимый театр Такарадзука. В этом особенном театре все роли (в том числе и мужские) исполняли женщины. Основу репертуара составляли романтичекские мюзиклы, столь любимые женской аудиторией, и это безусловно повлияло на мальчика и одной из важных ниточек пронизало всё творчество Тэдзуки. Рисовать комиксы он начал уже во втором классе. В детстве ему встретилось название жука - Осамуши и настолько впечатлило, что он взял его в качестве имени - Осамо.Однако, тяжело переболев в раннем возрасте, Тэдзука настолько впечачатлился своим врачом, что решил посвятить себя медицине. Поступив на медицинский факультет университета, он долго разрывался между комиксами и специальностью. И пришёл к матери. И попросил совета. Мать сказала: " Ты должен посвятить себя тому, что больше всего любишь."
Несмотря на то, что художник комиксов вовсе не являлся уважаемой специальностью в Японии тех дней, Тэдзука сделал свой выбор. А нерастраченную любовь к медицине отдал одному из своих героев. Black Jack лечит людей и сражается со злом на страницах его комиксов.
Одно из самых страшных впечатлений - пережитая бомбардировка Осаки также осталось с Осамо на всю жизнь. И пропитало бесконечные тома его творений.
Когда в 1989 году "Бог комикса" умер от рака желудка, его смерть привлекла внимание японцев не меньше, чем произошедшая месяцем ранее кончина императора Хирохито. По воспоминаниям, последними словами "Бога", обращёнными к окружившим кровать близким, были: "Извините, не мешайте мне работать".
Всё это существует в пространстве спектакля, а жуки, превращающиеся в иероглифы, заполняют плоскости стен, реальных и виртуальных свитков, и даже тел. И герои мастера - Блэк Джек, Астро Бой, Будда вновь и вновь выходят на сцену, чтобы сразиться со злом, защитить человечество, выстоять, понять друг-друга.
То, что мы видим - образец синтетического театра в лучших его проявлениях.
- Это, безусловно, хореография. Мы встречаемся с девятью танцорами и танцовщицами из разных стран, каждый из которых, создаёт свой отдельный мир, пытающийся вступить в контакт с мирами остальных.
- Три музыканта: кореец Woojae Park, певец и мастер гьомунго - шестиструнной корейской цитры, на которой по Дзен традиции играют только мужчины , скрипачка из Польши Olga Wojciechowska и фантастическая японка Tsubasa Hori - певица, пианистка и исполнительница на тайко - японских барабанах и кото - японской цитре, более похожей на скелет доисторического чудища, выброшенного на берег океана. Различые страны, разнообразные культуры, невероятное музыкальное единение.
- мастер боевых искусств китаец Li Bo, серьёзен, изящен и чрезвычайно артистичен.
- И наконец японец каллиграф Tosui Suzuki, альтер эго самого Тэдзуки, главный хранитель традиции, непрестанно выводящий иероглифы своей кистью на бумаге и на спинах танцоров.
Один из пронзительных моментов спектакля - передача истины из рук в руки. Как только ладони героя Suzuki, сложенные лодочкой, пустеют, он лишается жизни. Невозможно существовать в отрыве от традиций утверждает модернист Шеркауи.
- Видео дизайнер Taiki Ueda демонстрирует безупречное владение инструментарием видеоарта. Сегодня его используют все, кому не лень. Прикрывают пустоту постановки и отсутствие мысли яркими прожекторами, электронными фокусами, массмедийными дешёвками. Надо видеть как тонко, точно и бережно вплетает Taki свои нити в сложнейшую ткань постановки. Это завораживает, это покоряет, это пленяет. Не зря она родилась в стране, где в трёх строках или даже в одном-единственном иероглифе умеют передать красоту и философию вселенной.
Вспоминаю один из сильнейших моментов. Перед нами расцветает удивительный сад сакур - белых иероглифов на чёрном фоне. Но героиня, олицетворяющая пошлость, захлестнувшую Японию после войны вместе с долгожданной свободой (как часто эти особы гуляют парочкой!), задевает одну из занавесок. И иероглифы начинают осыпаться, как пожухлые лепестки, оставляя за собой пустые полотнища.
Или невидимая кисть создателя, заточившего свои творения в тесные рамки. Не вырваться. Не прорваться.
- Да и голоса актёров, на разных языках пересказывающих истории из жизни Осамо и его персонажей, превращаются в своеобразный джаз, не раз вызывающий ответный вибрирующий отклик в наших сердцах и телах. И не столь важно, что слова не всегда понятны. Это всего лишь одна из нитей, коими умело оплетает нас Шеркауи.
В каждом эпизоде, в любом движении, в музыке и словах, в иероглифах и игре света и теней он говорит об одном. Важнейшем. Том, чего нам всем так не достаёт. О взаимопонимании. Одна из озвученных тем представления - коммуникация между бактериями. Тэдзука всю жизнь размышлял над тем, как эти крохотные создания вырабатывают свой язык, позволяющий им действовать в унисон (для успешного инфецирования, например) и общаться друг с другом. Эта мысль превратилась в метафору всего спектакля. Если бактерии могут, то человечество обязано найти свой путь к коллективной гармонии. Найти и ухватить те самые ниточки, что пронизывают наш мир по вертикали и горизонтали, понять друг друга...
Музыканты и танцоры из разных стран, слова на разных языках, адажио и сверхсовременная хореография...
Любовь во всех её проявлениях, но неизменно прекрасная. И даже в названии спектакля - TeZukA буквы отказываются выстроиться по ранжиру. Они тоже разные, но вместе создают это наполненное ярким смыслом слово.
Мечтатель художник, мечтатель хореограф, мечтатели зрители.
А что может быть прекрасней мечты? Что мы все без неё?
И под конец - цитата из самого Шеркауи:
"Я всегда был благодарен своим корням. Благодаря происхождению, мне не привелось ощущать себя частью одной культуры, единой жизненной линии, единственной правды. Мне свойственно всегда и во всём сомневаться. И я люблю это качество и думаю, что сомнение - одна из наиважнейших черт в человеческой жизни".
Без этого эфемерного свойства интеллигентности жизнь на нашей планете прекратится, ибо никакие чугунные лбы в конечном итоге не выдержат бесконечных прямых столкновений.
Давайте сомневаться и пытаться понять и полюбить друг друга, дамы и господа.