Фестиваль Израиля 2016. Праздник тела.

Apr 25, 2016 09:06



Дамы и господа!

Не одними джазовыми фестивалями жив человек. Есть иные события в театрально-музыкально-балетной жизни страны, заставляющие сердце биться быстрее. Главное из них - Фестиваль Израиля. Ежегодно он проходит в Иерусалиме и радует поклонников муз. Только один личный пример. Прошло два десятка лет с нашего первого фестиваля, но невозможно забыть концерт гениального Стефана Грапелли в Биньяней хаУма. 90-летнего скрипача вывели под руки два молодых музыканта, усадили в кресло посреди сцены и вложили в трясущиеся руки скрипку. И руки перестали дрожать, и согнутая спина выпрямилась... Полтора часа незабываемой музыки.
Спасибо, Старый Добрый Фестиваль.
В нынешнем году нас ждёт "совсем другая история".



     

2016-й год - серьёзная дата. 55-й Фестиваль Израиля пройдёт с 25 мая по 11 июня.
Более 100 участников из 9-ти стран. Многочисленные израильские коллективы и гости из Бельгии, Франции, Греции, Италии, Китая...
3 недели музыки, театра и перформанса.

Гендиректор события Эяль Шор утверждает: "У фестиваля много целей, но главная - быть интересным. Мы приглашаем вас в увлекательное путешествие на встречу с новыми художественными стилями".
А художественный руководитель фестиваля Ицик Джули обещает "встряхнуть наше сознание путем размывания границы между разумом и чувствами и увлечь зрителей в мир эмоций и магии." Вот такие сложные "высокотехнологичные" планы у организаторов.

В этом коротком обзоре упомяну лишь несколько представлений, привлекших внимание. Подробности и фотографии взял с фестивального сайта.

"Гора Олимп" бельгийского режиссера Яна Фабра - уникальный спектакль-перформанс-марафон, продолжительностью 24 часа.
Место действия - гора Олимп, перенесённая в театр Иерушалаим - зал «Шеровер», лобби и все остальные театральные помещения. В течение всего представления можно свободно входить и выходить из зала.
Время действия -  с 17:00 четверга 09.06.2016 до 17:00 пятницы.




Бельгийский режиссер Ян Фабр и 27 его актеров опровергают все существующие правила. Группа дерзких исполнителей будет танцевать, страдать, изнемогать, любить, спать и мечтать на театральной сцене, населенной героями греческих трагедий.  Подобно происходящему на культовых ритуалах в честь Диониса у подножия Акрополя, театр на целые сутки  вернется к своей основной функции и создаст для публики изолированный мир, где время изгибается и разливается.




"Гора Олимп" увлечет зрителей в сумеречную зону между фантазией и реальностью на встречу с главными персонажами греческой мифологии: Антигоной, Эдипом, Одиссеем и другими, чьи истории рассказаны здесь мощно и безжалостно. Мифы "Горы Олимп" не имеют ничего общего с тем, что мы привыкли видеть на сцене современного театра. Нам показывают их прямо, дерзко, обнаженно, включая самые темные стороны. Вражда, месть, прелюбодеяние, изнасилование, убийство, измена и войны - такими тропами греческая трагедия прокладывает зрителю  долгожданный путь к катарсису. И Фабр не только не устилает их розами, а напротив, многократно накаляет страсти, придавая театральному действу особую важность как "месту для заживления ран".




Ян Фабр - один из ведущих деятелей искусства и представителей театрального мира 30 последних лет. Интенсивная работа над постановкой "Горы Олимп" велась целый год. Четыре поколения актеров сменили друг друга на "Горе Олимп" - от тех, кто начинали вместе с Фабром, и до новых дарований.
Эта смелая монументальная работа получила высокое признание публики и критиков. А сам Фабр считает, что ему удалось в полной мере донести до зрителя свое художественное видение и использовать знания, накопленные за все годы творчества. На премьере "Горы Олимп" на берлинском международном фестивале искусств в конце 24-часового просмотра зрители  более получаса аплодировали стоя.




Специально для этого случая театр Иерушалаим на 24 часа изменит свой вид. В разных театральных помещениях появятся зоны отдыха, места для кулуарных встреч, площадки для разминки, прилавки с едой и напитками.
Чтобы все, кто поднимется на Олимп, могли жить, спать, мечтать и возвращаться в реальность вместе с театром Яна Фабра.

Француз Филипп Кен в мир театра пришёл из смежного пространства дизайна и пластики.  Со своей группой Vivarium Studio 2-го и 3-го июня в зале «Шеровер» театра Иерушалаим он приглашает на спектакль "Меланхолия драконов".
Визуальное приключение на снегу с участием шести рокеров, собаки, автомобиля "Ситроен" и Изабель..




Старенький Ситроен с шестью немолодыми рокерами застревает на заснеженной поляне в лесу. Герои на пути к осуществлению своей мечты - строительству парка развлечений. Оказавшаяся поблизости милая дама пытается им помочь и неожиданно становится восторженной зрительницей удивительного шоу - оригинального и абсурдного, раскрывающего по крупицам, как рокеры видят свой будущий парк.
В полном фантазии сценическом мире Филиппа Кена немыслимые атрибуты и разнородные элементы объединяются так неожиданно и с таким остроумием, что зрелище завораживает. Пересекающиеся мыльные пузыри, гигантские пластиковые пакеты, средневековая музыка, песни группой Scorpions, игривый щенок - и реальность постепенно переплетается с игрой воображения.




Международный хит «Меланхолия драконов» стал культовым шоу-спектаклем, полным юмора, эксцентричным, увлекающим - из тех, которые наполняют сердца зрителя тоской по исчезнувшему миру, по горьковато-сладкой наивности детства. После показа на престижных сценах мира спектакль занял почетное место  в программе фестиваля Израиля - в рамках мирового тура группы Vivarium Studio и художественного руководителя  парижского театра Nanterre-Amandiers Филиппа Кена.

Китайский режиссер Ван Чёнг и Théâtre du Rêve Expérimental (Китай) 4-го и 5-го июня приглашают на просмотр театрально-кинематографической версии классической китайской пьесы Гроза 2.0




Захватывающий современный мультимедийный вариант классической "Грозы" - драмы о мучительном распаде богатой семьи. Пьеса изобилует темными тайнами. В центре сюжета  - недопустимый любовный треугольник между супружеской парой и служанкой, которая носит в чреве ребенка от своего господина. Ван Чёнг располагает на сцене большую съемочную группу, которая запечатлевает актеров и создает фильм для онлайн-демонстрации. Внимание публики фокусируется параллельно на двух действиях - зрители переводят взгляд со сцены на экран и обратно. Режиссер стирает границы между миром на экране и за его пределами, дестабилизируя наше  восприятие реальности, и поднимает вопрос о манипуляторных возможностях камеры при сложной интимной расстановке сил.
Мультмедийный вариант "Грозы" был впервые показан в 2012 году, получил высокую оценку Beijing News и был признан одной из десяти лучших театральных постановок за последние 30 лет. А режиссер Ван Чёнг был удостоен титула "Лучший художник-экспериментатор"  2012 года.

Перейдём к балетной программе Фестиваля:
«Больше, чем нагота. Праздник своего тела».




На сцене 12 обнаженных танцоров.
Австрийский хореограф Дорис Улих приглашает нас на праздник  тела, освобождённого от предрассудков и общественных запретов. Дорис создает уникальный хореографический мир, имитирующий детскую площадку, где обнаженное тело рассматривается без предубеждений, весело и свободно, а уникальный язык танца убирает неловкость.
Премьерный показ хореографической постановки "Больше, чем нагота" состоялся в 2013 году на фестивале Im ulsTanz в Вене. Последовавшие за этим гастроли по Европе получили восторженные отзывы.

Португальский хореограф Марлен Монтеро Фрейтас черпает вдохновение из таких источников, как миф о Пигмалионе и фильм Алена Рене и Криса Маркера "Статуи тоже плачут". Она говорит уникальным театрально-танцевальным языком, который требует высочайшего физического и эмоционального уровня выражения. Премьера "Кости и мясо" состоялась в 2014 году на фестивале Montpellier Danse и принесла шоу мировую славу.







Шоу «Кости и мясо - статуи тоже страдают» рассказывает о том, как в племени механических танцоров пробуждаются человеческие эмоции. Под ритмы живого трио ударников невидимая внешняя сила очеловечивает механические тела, заставляя их сталкиваться с болью, страстью, вожделением - чувствами, доселе неведомыми. Марлен Монтеро Фрейтас показывает приверженность людей своему племени с западной зрения. Она устраивает бал живых скульптур, на котором стирается различие между оригиналом и копией, живым и мертвым. И рождается новая природа.

FOLK-S. Ты и завтра будешь любить меня?
Доводящее до изнеможения ритуальное представление для шести исполнителей итальянского хореографа Алессандро Скиаррони, лауреата премии "Лучший артист нового времени" журнала  Danza&Danza за 2012-й год. Представлению в Израиле предшествовали выступления FOLK-S на престижных мировых сценах, среди которых Осенний фестиваль в Париже, фестивали Golidans в Амстердаме и Crossing the Line в Нью-Йорке.

Алессандро Скиаррони доводит мастерство своих танцовщиков до невероятного уровня, граничащего с пределом человеческих возможностей. Одержимые танцем исполнители хлопают себя по телу и ногам, выписывая идеально скоординированное по движениям и ритму действо. Но это ритмичная пляска на основе баварского народного танца шуплаттлер быстро переходит в изнурительную гонку на выживание, обогащая традиционную хореографию новым содержанием, делая ее многозначной, пришедшей из сегодняшнего мира. И в завершение, все в буквальном смысле падают с ног…




Этот необузданный спектакль был создан под вдохновением древних культовых танцев, выдержавших испытание временем. Скиаррони соединил фольклор с модерном и создал новый рисунок ритуальной хореографии, в которой романтические мотивы сливаются с ритмами британского синти-попа и хип-хопа.

И это далеко не всё. Программа обширна и разнообразна. С подробностями можно ознакомиться на фестивальном сайте.

От себя добавлю несколько "ретроградских" размышлений.
С приходом в прошлом году нового художественного руководителя Фестиваль поменял "ориентацию". Современные технологии, перформансы, хэппенинги, соединение этнографии и антропологии с видеоартом и техно. Раньше эта часть культурного пейзажа мира тоже составляла существенную часть фестивальной программы, но в нынешнем году, к сожалению, исчезли классические постановки театров мира. Не мелькают более имена достойные Питера Брука, Льва Додина, Габриадзе и равновеликих им режиссёров. Полностью исчезла всегда радовавшая джазовая составляющая. Балетные представления сместились в зону современного авангарда. Не густо с хорошей классической музыкой.

Очень надеюсь, что это явление временное, "острый период пройдёт" и параллельно "новым мирам" вновь заблистают "миры старые".
Но не устаревшие, дамы и господа.

театр, зелёный блокнот, Фестиваль Израиля, балет, Иерусалим

Previous post Next post
Up