Айзек Азимов - Я, робот

Jun 09, 2015 21:45

image Click to view



«Я, Робот» (англ. I, Robot) - сборник научно-фантастических рассказов Айзека Азимова, опубликованный в 1950 году американским издательством «Gnome Press» и оказавший большое влияние на современную научно-фантастическую литературу. В данном сборнике впервые были сформулированы Три закона роботехники.

Неоднократно переиздавался и переводился на многие языки. Впервые переведён на русский язык и издан в 1964 году (переводчик Алексей Иорданский).

Рассказы

Предисловие от лица Сьюзен Кэлвин (Introduction), 1950;
«Робби» («Robbie»), 1940;
«Хоровод» («Runaround»), 1942;
«Логика» («Reason»), 1941;
«Как поймать кролика» («Catch that Rabbit»), 1944;
«Лжец!» («Liar!»), 1941;
«Как потерялся робот» («Little lost robot»), 1947;
«Выход из положения» («Escape!»), 1945;
«Улики» («Evidence»), 1946;
«Разрешимое противоречие» («The Evitable conflict»), 1950

История публикации

К началу 1949 года у Айзека Азимова накопилось достаточно материала для издания отдельного сборника о роботах. В марте 1949 года он начал отбирать рассказы и придумал общую идею. Тогда у Азимова родилось рабочее название цикла «Mind and Iron» («Разум и Железо»). Марти Гринберг из издательства Gnome Press, готовивший издание сборника, предложил взять название у рассказа «I, Robot» («Я, робот») американского писателя фантаста Эандо Биндера (1939), который по смыслу никак не был связан с произведениями Азимова.

Рассказы о роботах и роботехнике, концепция законов приобрели большую популярность и стали основой для целой последующей серии произведений Азимова, включающей романы «Стальные пещеры», «Обнажённое солнце», «Роботы зари», «Роботы и Империя» и других рассказов, включённых в более поздние сборники.

Содержание

Повествование сборника построено в форме интервью с доктором Сьюзен Келвин в 2057 году, в котором она делится воспоминаниями о своей работе на должности штатного робопсихолога мирового лидера в производстве позитронных роботов корпорации U.S. Robots and Mechanical Men, Inc..

Общая идея объединяющая рассказы сборника это разрешение проблем связанных с роботами, которые можно отнести к столкновению железной логики законов робототехники и человеческого фактора.

Помимо Сьюзен общие для цикла герои:

Грегори Пауэлл и Майк Донован - инженеры, которые на местах разбираются с некорректным функционированием роботов у клиентов компании «Ю. С. Роботс…»
доктор Альфред Лэннинг - научный руководитель компании «Ю. С. Роботс…»
Питер Богерт - главный математик компании «Ю. С. Роботс…»
Стивен Байерли - политик; вероятно, робот, удачно притворяющийся человеком.

Время действия: первая половина XXI века.

Во вселенной роботов, незадолго до рождения Сьюзен Келвин, (1982 год) закончилась мировая война, был изобретён гипердвигатель и позитронный мозг, которые в конце XX века позволили начать колонизацию Солнечной системы. В 2002 году Альфредом Лэннингом был изобретён первый движущийся и разговаривающий робот.

Место действия большинства рассказов: планеты Солнечной системы. Согласно законам всякая эксплуатация роботов была разрешена только за пределами Земли. И действительно в суровых условиях других планет и астероидов, деятельность роботов была особенно оправдана…

Культурное влияние

Критики отмечают, что образ робота в мировой фантастике в значительной степени сформирован такими произведениями как : пьеса «R.U.R.» Карела Чапека, где собственно и появилось впервые слово робот, и рассказами Айзека Азимова.

Впервые появившись в фантастике примерно в 1920-х годах роботы сразу вышли из под контроля человека и начали бунтовать. В противоположность этому строгая логика и технократический подход Азимова сделали робота продуктом конвейерной технологии и предсказуемым помощником человека. В Законах роботехники есть свои уязвимости, что заставило впоследствии Азимова их доработать и пересмотреть. Однако законченная концепция поведения робота и понятие робопсихологии значительно повлияла на авторов, которые писали в этом жанре научной фантастики.

Рассказы Азимова оказали значительное влияние на культуру, науку и производство.

В цикле юмористических фантастических рассказов Бориса Штерна о инспекторе Бел Аморе роботы подчиняются законам Азимова.
Название известной компании производящей модемы U.S. Robotics появилось как результат влияния рассказов Азимова на основателей фирмы.
Корпорация Irobot использует название сборника рассказов как торговую марку выпускаемых ею автоматических пылесосов.
Один из альбомов музыкальной группы The Alan Parsons Project называется «I Robot» (1977). Первоначально альбом должен был называться «I, Robot», но Азимов продал название за 10 лет до этого.

Экранизации и постановки

Рассказы из сборника послужили основой для телевизионных постановок:

«Out of unknown» (Великобритания, 1965 год), по мотивам рассказа «Логика».
«Этот фантастический мир» (СССР, 1987), по мотивам рассказа «Лжец».

Фильм «Я, робот» (2004) хотя и базируется на идеях сборника и законах роботехники, сюжетно ближе к роману Азимова «Стальные пещеры» и рассказу «Робот, который видел сны».

Интересные факты

В настоящее время оригинальный текст Азимова местами выглядит устарело. Так, например, герои разрабатывают позитронных роботов при помощи логарифмических линеек:

"Вы стоите лицом к лицу с загадочным позитронным мозгом, который, по словам этих гениев с логарифмическими линейками, должен работать так-то и так-то."

Смотрите также:
Три закона роботехники
Я, робот

робот, литература

Previous post Next post
Up