Нередко технологии, разработанные для гоночных трасс, получали потом широкое распространение на автомобильном рынке. Возможное, то же самое произойдет и с новым методом ускоренной зарядки аккумуляторов, который придумали и воплотили студенты одного из инженерных вузов Нидерландов.
Несколько лет назад группа из десяти студентов Технического университета Эйндховена объединила усилия с командой InMotion в создании передового электрического гоночного болида, который смог бы принять участие в Гран-при на выносливость и экономичность «24 часа Ле-Мана». Вместе им удалось построить несколько моделей и побить пару рекордов скорости, рассказывает New Atlas.
Для последнего прототипа Revolution команда разработала батарею, которая заряжается до 80% за 12 минут. Но этого было недостаточно, и инженерам пришлось потратить еще два года на поиск способа сокращения времени зарядки болида. Поскольку быстрая зарядка сопровождается выделением большого количества тепла, студенты - количество которых возросло до 30 - должны были придумать, как не допустить быстрого разрушения элементов питания.
«Мы разработали инновационную технологию охлаждения на уровне модуля, разместив охлаждающие пластины с хладагентом между модулями с ячейками, - рассказала Юлия Нимейер, руководитель команды. - Это позволило нам вывести из батареи большое количество тепла. Если вам нужно максимально эффективно отвести тепло от батареи, имеет смысл охлаждать ее как можно ближе к ячейкам».
24-часовое испытание технологии показало минимальную деградацию батареи, после чего аккумулятор на 29,2 кВт*ч установили на прототип гоночного автомобиля класса LMP3, специально созданного для «начинающих водителей и команд новичков», которые хотят принять участие в гонке Ле-Манс.
Батарея пригодная для ускоренной зарядки мощностью 322 кВт, и команде удалось зарядить ее за 3 минуты и 56 секунд. Разработчики планируют провести за ближайший год еще серию испытаний, после чего надеются продемонстрировать свои достижения на следующем Гран-при на выносливость, удивив всех быстрым прохождением пит-стопов.
Однако архитектура охладителя батареи может пригодиться не только на гоночных трассах.