Leave a comment

sorkin_and_son November 14 2022, 17:29:19 UTC
Как вы можете сравнивать страны по количеству медалей на Олимпиадах? Если в Китае живут миллиард человек, а в Сингапуре 5 миллионов? Вероятность, что в стране с миллиардным населением родится гений, наверное выше. Нужно тогда брать не суммарное количество медалей, а количество медалей на душу населения.
Что по сабжу, то мой сын отучился 10 лет в государственной сингапурской школе.
Среди европейцев местная школа считается излишне стрессовой, а программа слишком сложной. Но как то я по своему сыну особо стресса не заметила. Видимо, зависит от чувствительности конкретного ученика.
Несколько моментов: в Сингапуре дети садятся за парты года в 2, уже в этом возрасте детям в детских садах задают домашние задания. Мы приехали в Сингапур, когда сыну было 4 года, и он единственный в детсадовской группе не умел читать по английски (в Сингапуре за 2 месяца научился). На выпуске их детского сада дети уже писали первые экзамены по тем основным предметам по часу каждый. Поэтому к моменту поступления в 1-й класс дети уже привыкают к усидчивости.
Китайские родители так же очень озабочены школьными успехами своих чад. 80% детей уже в первом классе ходят к репетиторам (не потому что плохо учатся, а чтобы учились лучше всех). Это имеет своё продолжение, т.к. почти все дети ходят к репетиторам, то почти все сдают экзамены очень хорошо. Министерство образования полагает, что экзамен был слишком лёгким, и на следующий год усложняет программу. Родители отправляют детей к репетиторам с новой силой, дети снова сдают экзамены хорошо, и на следующий год программа ещё усложняется. В последние годы с этим пытаются бороться, сокращают число экзаменов, пытаются пересмотреть систему оценок, чтобы сделать шкалу более грубой.
Потому что трудно сказать, что ученик который получил на экзамене 84 балла знает математику хуже, чем тот который получил 85 баллов, тем не менее в нынешней реальности родители того ребёнка который получил 84 отправят его к репетиторам, чтобы он на следующий год обогнать того, который получил 85. А если сказать, что оба они получили по пять с минусом, то и у детей и у родителей будет меньше стресса.

Reply

luckyea77 November 15 2022, 07:05:35 UTC
Видя результаты Сингапура, я как раз хотел узнать, что представляет собой система образования Сингапура. И Вы как раз написали об этом комментарий. Спасибо Вам за это.

На международных школьных олимпиадах выступает одинаковое количество участников от каждой страны. Бывают случаи, когда одновременно с командой страны выступает еще одна команда представляющая её регион. Пример, г. Москва, р. Крым, Московская агломерация, Макао, Гонконг, Тайвань и т.п. Но в рейтинги, опубликованные в этом посте, они не включены. Хотя видна взаимосвязь между результатами на олимпиадах и размером населения (для этого я и подсчитал коэффициенты корреляции, в большинстве случаев по шкале Чеддока эта связь умеренная). Но взаимосвязь между результатами на олимпиадах и качеством образования еще сильнее (в большинстве случаев по шкале Чеддока эта связь заметная). А вот на международных студенческих олимпиадах выступает как раз несколько команд, которые представляют разные ВУЗы. Не всегда размер населения приводил к большим количествам побед на олимпиадах. Это можно увидеть на примере с Индией. Индию обошли в рейтингах страны, имеющие население более, чем в 100 раз меньшее.

В то же время уровень знаний участников олимпиад имеет важное значение. К примеру, как видно из приведенной в этом посте статистики, чем лучших результатов добивались участники на IMO, тем большая доля из них в дальнейшем получала премии в области математики. В отличии от обычных людей, которые после окончания учебного заведения могли вообще не сталкиваться с многими разделами математики, большинство призеров олимпиад шли работать в науку, где их знания были востребованы.

Reply

sorkin_and_son November 15 2022, 07:48:16 UTC
Но выборка то разная. Грубо говоря, если потенциальный победитель международной Олимпиады рождается с вероятность 1 на 100000 в год. И чтобы дорасти до Олимпиады, ему не только надо родиться, но и чтобы его способности заметили и развивали. Т.е. в данный конкретный год в Китае появится 100 невероятно талантливых детей, а в Сингапуре 1 раз в три года. Да, Сингапур привезёт свою команду, но невероятно талантливый в этой команде будет один, и то не каждый год, остальные менее талантливые.

Насчёт академической науки: китайцы с одной стороны имеют пиетет к научным степеням, но с другой невероятно меркантильны. А в науке как известно зарплаты меньше, чем в индустрии. Поэтому после окончания университетов родители талантливого ребёнка порекомендуют ему идти не а аспирантуру, а туда, где зарплаты выше (тем более что в Китае нет пенсий (в Сингапуре есть, но маленькие), и пожилых родителей содержат взрослые сыновья).

Reply

luckyea77 November 15 2022, 08:37:56 UTC
Согласно нормальному распределению Гаусса ученики должны распределиться по уровню знаний в определенной пропорции, но в зависимости от качества образования медиана распределения у разных стран будет разной, соответственно, это отразится на количестве учеников, имеющие знания на определенном уровне. Именно от системы образования зависит насколько сильно заметят потенциального победителя международной Олимпиады и будут развивать его способности. Нормальное распределение Гаусса присутствует в теории, для его объяснения, на практике кривая Гаусса может искажаться. Между количеством учеников, имеющий определенный уровень знаний и размером населения отсутствует прямая зависимость. На международной школьной олимпиаде от каждой страны участвует одинаковое количество участников, что еще сильнее уравнивает шансы стран. На мой взгляд результат на олимпиаде зависит в большей степени от количества потраченных часов на предмет, чем от врожденных качеств. Обычно именно участников олимпиад отдельно тренируют перед олимпиадой. На международных школьных олимпиадах разыгрываются ни одна золотая медаль, а несколько, поэтому даже если участник не стал абсолютным победителем, он может получить "золото". Некоторые потенциальные участники, которые по уровню знаний соответствуют "золоту" не могут принять участия из-за того, что не попадают в команду его страны, ввиду большой конкуренции. И на практике есть подобные примеры. Команда ВУЗа, выигравшая чемпионат мира по программированию, на следующей год оставалась без медалей из-за того, что в отборе проиграла второй команде своего ВУЗа.

В посте " Как сложилась карьера призеров школьных и студенческих олимпиад" я описывал биографию призеров олимпиад, большинство из них шли работать в науку, призеры олимпиад по программированию шли в IT (и оказывали заметное влияние на IT-отрасль. К примеру, призеры олимпиад были пионерами сайтов Яндекс, "ВКонтакте", Telegram, Codeforces, ПО "Антивирус Касперского". При этом некоторые совмещали основную работу с преподавательской и занимались наукой. Примеры, первые российские победители олимпиады по программированию: Дуров Николай, защитил кандидатскую диссертацию в 2005, а в 2007 получил степень PhD в Бонне, работал на должности технического директора «Вконтакте»; Лопатин Андрей, преподаватель математико-механического факультета СПбГУ, занимал должности заместителя технического директора социальной сети «Вконтакте», а после - генерального директора мессенджера «Телеграм»; Шафиров Максим, параллельно с работой в JetBrains преподавал на матмехе СПбГУ. Суворов Егор работает в калифорнийском стартапе Zenith и преподает курс по C++ в петербургском кампусе НИУ ВШЭ, Елизаров Роман работает директором по Технологиям в Devexperts, преподает курс «Параллельное Программирование» на кафедре КТ в ИТМО.).

Большинство рекордсменов IMO становились математиками. Хотя может в какой-либо стране это и не так.

К примеру, Lim Jeck победитель IMO и обладатель трех золотых медалей IMO от Сингапура описывает свою биографию: "Я Лим Джек, ранее учился в начальной школе Квинстауна (2003-2007) и в Высшей школе математики и естественных наук Национального университета Сингапура (2008-2013). Я поступил на службу в полицию Сингапура, чтобы отслужить 2 года на полной национальной службе с 10 декабря 2013 года по 9 декабря 2015 года, получил степень магистра математики (MMath) в Тринити-колледже Кембриджского университета (2016-2020). В настоящее время я работаю над докторской диссертацией по математике в Калифорнийском технологическом институте." (ссылка)

Reply

luckyea77 November 15 2022, 09:36:35 UTC
Что касается денег. На сегодняшний день IMO было проведено 63 раза, из них в 19 (что составляет примерно 30%) высший бал получали участники (став известными математиками, учеными-компьютерщиками), которые позднее получили Филдсовские медали, Абелевскую премию, премию Вольфа, премию Клэя за исследования , награды, которые отмечают новаторские исследования в области математики; премию Европейского математического общества, присуждаемую молодым исследователям; одну из наград Американского математического общества (премия Блюменталя в области чистой математики, премия Бохера в области анализа, премия Коула в области алгебры, премия Коула в области теории чисел, премия Фулкерсона по дискретной математике, премия Стила по математике или премия Веблена по геометрии и топологии ), признающая исследования в конкретных математических областях, а также премии Кнута, премии Гёделя (две последние награды присуждаются за исследования в области теоретической информатики). Причем в 5 IMO высший балл одновременно получало два участника, которые в дальнейшей получали вышеуказанные премии.

Самый высокий размер премия из 13 крупнейших международных математических премий у премии за прорыв в математике - 3,000,000 USD. Из получивших данную премию 18 ученых, 6 были призерами математических олимпиад (из тех, о ком есть статья в википедии).

Вышеуказанные проценты могут увеличиться ввиду того, что многие участники совсем недавно участвовали в олимпиаде и просто не успели оставить свой след в науке. К примеру, из списка самых юных участников трое в 2021 году участвовали в IMO и им было 13 лет, соответственно они и не могли получить вышеперечисленные премии.

Причем некоторые призеры IMO получили несколько премий.

Reply


Leave a comment

Up