Топ-30 российских ИТ-инсорсеров. Развитие и вызовы в ковидной реальности

Nov 21, 2021 22:00

На протяжении последних лет большинство крупнейших ИТ-инсорсинговых компаний показывают рост оборота, хотя динамика роста варьируется от года к году, и демонстрируют нацеленность на расширение и накопление ИТ-компетенций.

В 2020-2021 году на ИТ-инсорсинг, как и на весь ИТ-рынок, влияние оказала эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением коронавирусной инфекции. Она, с одной стороны, ускорила цифровизацию, а с другой - вынудила компании в отраслях, наиболее пострадавших от ситуации, связанной с коронавирусом, сокращать расходы в том числе на некоторые ИТ-проекты. Это отразилось на положении и инсорсинговых компаний. В числе таковых, к примеру, инсорсеры транспортной отрасли, где в 2020-2021 году наблюдается значительное снижение пассажиропотока по сравнению с «доковидными» временами.

Ускорение цифровизации, развитие онлайн-каналов продаж и взаимодействия с клиентами повысило спрос на ИТ-специалистов, усилив и до того существовавший кадровый дефицит. Наем и удержание кадров стали еще большим вызовом и для ИТ-инсорсинговых компаний.

Пообщавшись с представителями ряда крупнейших ИТ-инсорсеров, TAdviser выяснил, на чем фокусируются компании в «ковидной реальности», и какие меры предпринимают, чтобы быть привлекательными работодателями для ИТ-профессионалов.

Приоритетные компетенции и проекты

Центры разработки «Тинькофф» были запущены в 2016 году, и все это время продолжается увеличение их команд и расширение городов присутствия. По состоянию на осень 2021 года в команде центров больше 1,7 тыс. разработчиков, аналитиков, системных инженеров, архитекторов и специалистов по обеспечению качества из 18 городов России и Беларуси. В «Тинькофф» говорят, что за 5 лет модель распределенных проектных команд доказала свою эффективность, и 7 центров разработки были открыты за 2021 год.



В одном из офисов «Тинькофф»

С точки зрения продуктов «Тинькофф» продолжает интенсивно развиваться в направлении финтех-решений, а также добавляет в экосистему интересные своим пользователям лайфстайл-сервисы.

А с точки зрения технологий в «Тинькофф» наращивают экспертизу по всем традиционным для компании направлениям:

*Back-end - Scala, Kotlin, Java, Python, .Net, Golang;

*Мобильная разработка - iOS (Swift), Android (Kotlin/Java);

*Front-end - JS/Angular и React;

*Full-stack - .NET/JavaScript, JS/Node.JS;

*QA - web, mobile, back, load.

«Помимо этого, продолжаем активно развивать ML, BI/DWH, DevOps, SRE, системную и бизнес-аналитику, - рассказали TAdviser в «Тинькофф». - Также, в связи с весьма высоким спросом на высоконагруженный бэк, добавили к традиционному для нас набору инструментов C++.»

«МТС Диджитал» в первую очередь наращивает объем работ в создании экосистемных продуктов, рассказали TAdviser в компании. В описании компании на сайтах работодателей говорится, что ее ключевые технологические направления включают Big Data, AI, IoT, Cloud MTS, E-Health, Smart Education, E-Sport, системную интеграцию и финтех.

«РТ-Информ» является центром ИТ и ИБ-компетенций ГК «Ростех». В 2020 году в госкорпорации была одобрена стратегия цифровой трансформации - ключевой документ, определяющий направление развития «Ростеха» в области «цифры» и ее роль в решении задач цифровой трансформации государственного управления и отраслей экономики страны.

«Обеспечить платформу для дальнейшего развития ИТ-функций и перейти к цифровизации управления госкорпорацией позволило внедрение автоматизированной системы финансово-закупочной деятельности (АС ФЗД), - рассказали TAdviser в «РТ-Информ».»

«РТ-Информ» провела автоматизацию порядка 27 тыс. рабочих мест на предприятиях разного уровня ИТ-зрелости, АС ФЗД в своей работе используют более 700 предприятий.

Еще одной важной задачей для «РТ-Информ» является формирование единого информационного пространства для предприятий в сфере ОПК в контуре «Ростеха». Благодаря приведению рабочих мест в соответствие требованиям, в 2020-2021 гг. удалось снизить количество инцидентов в сфере информационной безопасности более чем в 10 раз, заявляют в «РТ-Информ».



Офис «ПИК Digital»

ИТ-проекты «ПИК Digital» касаются всей деятельности застройщика ПИК: производства материалов, проектирования домов, строительства, девелопмента, финансов и экономики, закупок и продаж. Компания разрабатывает системы, сайты, мобильные приложения, ботов и хранилища данных, которые помогают ПИК создавать дома и их обслуживать.

У РЖД насчитывается четыре ИТ-инсорсинговых компании, каждая из которых имеет свой фокус деятельности. Так, например, в ОЦРВ, специализирующейся на автоматизации, в 2020 году, в первую очередь, развивали экспертизу в программных продуктах «1C», а также в инновационных ИТ-направлених: ( блокчейн, VR/AR, искусственный интеллект), геоинформационные платформы, применение мобильных решений, аналитика данных.

«РЖД-Технологии» - проектный офис цифровой трансформации РЖД - сочетает в себе функции центра компетенций и центра проектного управления цифровой трансформацией, а также координирует получение компаниями холдинга эффектов от портфеля проектов. Именно на этих компетенциях был сделан в 2020 году особый акцент, сообщили TAdviser в РЖД.

2020 год стал первым годом реализации стратегии цифровой трансформации РЖД, утвержденной в конце 2019 года. В качестве новых направлений для «РЖД-Технологии» можно отметить те, которые относятся к реализации программных документов по преобразованиям такого масштаба: разработка финансовых моделей проектов и стратегии цифровой трансформации, портфельное управление, управление комплексными проектами цифровой трансформации, аналитика и оценка эффектов от реализации проектов, анализ бизнес-моделей и формирование концептуальных моделей бизнес-процессов.

Ожесточенная борьба за ИТ-кадры

Для увеличения привлекательности ИТ-бренда «Северстали» компания фокусируется на рассказе о своих текущих и реализованных проектах через корпоративный блог и участие в митапах и профильных конференциях.

«Это помогает еще до первого контакта с компанией потенциальному кандидату узнать нас поближе: какой стек технологий используем, какие люди у нас работают и т.д. Вся эта информация важна, чтобы заинтересовать в будущих или текущих вакансиях компании.»

В «Северстали» постоянно мониторят рынок труда, для того чтобы условия работы компании были на уровне рынка, мотивируя текущих сотрудников продолжать быть с компанией и при этом привлекать новых. Также регулярно замеряется уровень вовлеченности и счастья сотрудников. Это помогает вовремя видеть зоны напряжения и выработать план по их устранению вместе с руководителями команд.



Сотрудники Ozon Tech за работой

Центры разработки позволяют «Тинькофф» расширять географию поиска талантливых ИТ-специалистов и равномерно распределять задачи, усиливают производственный цикл за счет разных временных зон, а также сокращают время запуска финтех-продуктов. Поэтому компания продолжает масштабировать центры разработки и дальше.

По привлечению ИТ-кадров «Тинькофф» работает в нескольких направлениях: использует стандартные инструменты для подбора персонала, а также развивает собственные образовательные программы. У компании есть образовательные курсы для школьников, студентов, выпускников и опытных ИТ-специалистов.

«Мы преподаем не только в Москве, но и в Екатеринбурге, Рязани, Нижнем Новгороде и других городах. Все наши образовательные программы бесплатные, главное - сдать вступительный экзамен, - пояснили TAdviser в «Тинькофф». - Благодаря «Тинькофф Образованию» мы смогли полностью уйти от найма джуниор-разработчиков с рынка: всех начинающих разработчиков мы ищем среди выпускников наших образовательных программ. Всего с помощью образовательных инициатив мы привлекаем 13-17% кандидатов в сфере ИТ.»

А в части удержания кадров компания ориентируется на долгосрочное сотрудничество, персональные программы развития и карьерного роста. В «Тинькофф» есть две программы роста талантливых специалистов. Первая программа - Talents at Tinkoff направлена на начинающих ИТ-специалистов, которые работают в «Тинькофф» недавно. Благодаря ей за 1,5 года можно вырасти от джуниор до мидл-специалиста.

Вторая - долгосрочная программа мотивации управленческой команды и удержания ключевых сотрудников, направлена на руководителей среднего и высшего звена «Тинькофф». Она распространяется на 450 высокопотенциальных сотрудников и предполагает выплату компенсации, привязанной к стоимости расписок группы «Тинькофф».

«Помимо этого, мы развиваем внутренние профессиональные ИТ-сообщества в рамках которых ребята обмениваются экспертизой и интересными наработками в формате докладов и воркшопов. Наиболее интересные наработки мы выносим во внешние сообщества через наши мероприятия - митапы, конференции, статьи, - добавили в компании.»

В МТС рассказали TAdviser, что для привлечения и удержания ИТ-кадров сотрудникам «МТС Диджитал» предлагаются привлекательные конкурентные зарплаты, различные программы по развитию и обучению. Специалисты также мотивируются участием в реализации новых уникальных проектов.

В «РТ-Информ» рассказывают, что для решения задач центра ИТ и ИБ-компетенций требуются эксперты в данных областях, что дополнительно усложняет процесс поиска и подбора сотрудников.

«Привлечь таких специалистов, в первую очередь, нам удаётся благодаря предоставлению возможности реализации себя в уникальных проектах национального масштаба, - рассказали TAdviser в компании. - Кроме того, мы регулярно проводим аудит рынка труда, активно работаем над корпоративной культурой и системой мотивации, способствующей развитию сотрудников внутри компании.»



В офисе «Сибур Диджитал»

В инсорсинговых ИТ-компаниях РЖД также используют комплексные меры для привлечения и удержания специалистов. Так, в 2020 году «ОСК Инфотранс», одна из ИТ-«дочек» РЖД, к примеру, провела индексацию заработной планы и выплату квартальных премий. Компания приросла дополнительным персоналом по новым сервисам.

А в ОЦРВ полагают, что ИТ-специалистов в компанию привлекает участие в масштабных отраслевых проектах с использованием передовых технологий, организация стажерских программ, развитие внутренних коммуникаций и повышение вовлеченности в корпоративное развитие, обучение новым технологиям и программным продуктам, обеспечение быстрого карьерного роста.

В «РЖД-Технологии» предусмотрены механизмы адаптации и наставничества, проводятся мероприятия по повышению квалификации персонала путем направления на специализированные курсы. Организовано развитие на основе внутреннего обучения - семинаров для передачи опыта между проектными командами, круглых столов по перспективным вопросам. Для выявления «узких мест» и определения потенциала для развития «РЖД-Технологии» проводит оценку по методике «360 градусов» и SHL-тестирование, что позволяет более точно формировать набор корпоративных мероприятий, рассказали TAdviser в компании.

НИИАС не только организует поиск ИТ-специалистов на профильных ресурсах, но и проводит активную работу в области взаимодействия с профильными вузами, такими как: РУТ (МИИТ), Московский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Университет ИТМО и многими другими, с целью привлечения молодых сотрудников на стажировки и практики, а также найма талантливых студентов старших курсов.

«Важным аспектом является удержание сотрудников в компании, поддержание высокого уровня их мотивации и заинтересованности к реализации проектов, - отмечают в компании. - НИИАС реализует комплексную программу в этом направлении: модернизирует офисное пространство, трансформируя привычные кабинеты в светлые open space, разрабатывает систему быстрой адаптации сотрудников при помощи инструментов welcome-book и системы наставничества, разрабатывает и внедряет прозрачную систему грейдирования должностей, а также проводит активную интеграцию с социальными и молодежными программами холдинга РЖД.»

Ранкинг крупнейших ИТ-инсорсинговых компаний

TAdviser формирует список крупнейших по выручке инсорсинговых ИТ-компаний на основе данных, содержащихся в базе юрлиц «Контур.Фокус». Они свидетельствуют, что в 2020 году сохранилась тенденция роста оборота топ-30 ИТ-инсорсеров: их совокупная выручка увеличилась на 16%, почти до 237 млрд рублей.

Состав десятки крупнейших инсорсеров остался практически тем же, что в 2019 году, с инсорсинговыми компаниями «Роснефти», возглавляющими список. Крупнейшей из них является «Сибинтек», оборот которого в 2020 году составил 56,6 млрд рублей. А за «Роснефтью» следуют инсорсинговые ИТ-компании «Газпром нефти». Компании увеличили выручку, несмотря на наблюдавшееся падение цен на углеводороды в 2020 году.

Вице-президент по информатизации, инновациям и локализации «Роснефти» Андрей Шишкин ранее отмечал, что существует прямая зависимость между уровнем прибыли компаний и вложениями в научные исследования и инновации.

«Мировые мейджоры тратят колоссальные силы и средства на науку. Технологии нефтяного сектора уже сравнимы с космическими. Поэтому среди наших стратегических целей - цифровизация по всему периметру бизнеса, - говорил он.»

Позиции некоторых компаний первой десятки ранкинга TAdviser изменились. Например, с 3-го на 9-е место переместилась МТС, в ИТ-инсорсинговых показателях которой ранее учитывались данные интегратора «Энвижн Груп». В 2020 году МТС продала «Энвижн Груп». В компании заявили TAdviser, что продолжают углублять ИТ-экспертизу, а также разрабатывать ИТ-решения и услуги для нужд группы МТС силами своей 100-процентной дочерней компании «МТС Диджитал».

В числе компаний, чьи инсорсеры наиболее динамично нарастили оборот в 2020 году, «Россети», «ПИК», «Газпром нефть», «Ростех», «Северсталь», «Тинькофф» и др.

А самую высокую динамику роста год к году - 261% - показала созданная в 2019 году «Озон технологии» (Ozon Tech), ИТ-компания ритейлера Ozon. Анти-ковидные меры, принимаемые государством, сыграли на руку большинству компаний, имеющих бизнес в области электронной коммерции. У Ozon общий объем оборота товаров, включая услуги, в 2020 году вырос на 144%, и компания сосредоточилась на развитии всех сервисов, связанных с доставкой.

В «РТ-Информ» (ИТ-инсорсинговая компания «Ростеха») говорят, что одним из факторов роста их компании, как и всего российского ИТ-рынка, в первой половине 2020 года стал переход сотрудников на удаленную работу, вследствие которого возник спрос на облачные сервисы, оборудование, средства аудио-видеоконференцсвязи, мобильные приложения и решения в области информационной безопасности.

«Кроме того, влияние на ситуацию в отрасли оказал курс на цифровизацию, которому пандемия придала существенное ускорение, - заявили TAdviser в «РТ-Информ».»

Но есть в списке и инсорсеры с отрицательной динамикой выручки. Среди них, к примеру, «Русгидро ИТ Сервис», НИИАС - один из инсорсеров РЖД, инсорсинговые компании аэропорта Домодедово (DME), авиакомпании S7, «Лукойла», «Сибура».

«В 2020 году авиаотрасль столкнулась с резким сокращением полетной программы в беспрецедентно сжатые сроки. В 2020 году из-за приостановки регулярного международного авиасообщения и действовавшего режима самоизоляции пассажиропоток сократился более чем на 90% на зарубежных рейсах и на 40% на внутрироссийских. Это, естественно, отразилось на выручке всех предприятий группы DME. Некоторые проекты из сферы ИТ пришлось приостановить, - объяснили TAdviser в пресс-службе аэропорта Домодедово.»

Не лучшие показатели деятельности продемонстрировали в 2020 году и ИТ-инсорсеры некоторых компаний, занятых в металлургической отрасли. Так, к примеру, оборот компании «ИТ-Сервис» «Русала» «сдулся» до 9,2 млн рублей, в то время как еще в 2018 году он составлял более 700 млн рублей. «ИТ-Сервис» получил чистый убыток в 195,8 млн рублей. Снижение финансовых показателей наблюдалось и у «Металло-тех», ИТ-инсорсинговой компании «Металлоинвеста». Ее выручка в 2020 году сократилась на 53%, до 636,3 млн рублей. Год компания завершила с чистым убытком в 40 млн рублей.

Ни в «Русале», ни в «Металлоинвесте» не смогли прокомментировать TAdviser финансовые показатели своих ИТ-«дочек». Обе эти компании присутствовали в предыдущем ранкинге TAdviser, но в новый список не вошли.

Отсутствует в ранкинге на этот раз и «Почта России». В компании ранее рассказывали, что ее инсорсер «Почтатех» в 2019 году прекратил существование как юрлицо, став внутренним подразделением «Почты России». За 2020 год в «Почте России» не предоставили TAdviser его финансовые показатели.

доходы, бизнес, компании, технологии, Россия

Previous post Next post
Up