Источник Лишь каждый десятый работодатель доволен уровнем подготовки, который дает высшее образование в России. Компаниям нужно самим заняться подготовкой персонала, перестав надеяться на государство и вузы
Нельзя просто так стать востребованным на рынке специалистом, хотя, казалось бы, предпосылки для этого есть. Работодатели страдают от нехватки квалифицированных кадров, а молодые люди сетуют на невостребованность. Крайними в этой истории оказываются вузы: согласно опросу ВЦИОМ, только 13% работодателей считают уровень подготовки в отечественных вузах высоким. Недостаток практических навыков у выпускников отметил 91% работодателей, и даже теоретических знаний, по мнению 53%, недостаточно. Отметим эту цифру: лишь каждый десятый работодатель доволен уровнем подготовки в вузах.
Рынок труда вторит данным ВЦИОМ. В представленном полтора года назад Высшей школой экономики докладе «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения» отмечено, что среди безработных 20-24 лет доля лиц с высшим образованием выросла с 7% до 28%. По мнению экспертов, безработица среди выпускников растет из-за несоответствия полученного образования требованиям рынка труда. Высшее образование стало массовым, что девальвировало диплом о высшем образовании. Некоторые вузы называют «лавочками, торгующими дипломами в рассрочку». Действительно, чему можно научить за 50 000 рублей в год (без скидки) и удаленно? Или мы слишком многого хотим от вузов? Кто сказал, что они должны готовить кадры для рынка? Вопросы интересные.
Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года не ставил перед вузами задачу готовить специалистов по запросу работодателя или рынка труда. В новом законе сформулирована цель высшего образования: «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности». Но механизмы выявления этих потребностей, взаимосвязи рынка и образования не предлагаются. Роль образования в нашей стране скорее социальная: оно обеспечивает развитие личности, но никак не профессиональную подготовку.
Компаниям есть о чем задуматься. Демографические проблемы никуда не делись, и поток молодых специалистов сокращается. Число студентов в российских вузах с 2009 по 2017 год снизилось с 7,4 млн до 4,3 млн, то есть на 40%. А значит, конкуренция за кадры усилится и ее тяжесть может обрушить бизнес.
Первыми это поняли высокотехнологичные компании. Их выручка напрямую зависит от квалификации сотрудников, поэтому они вкладывают большие деньги в создание воспроизводимого потока молодых специалистов. Крупнейшие программы подготовки реализует «Яндекс»: компания еще в 2007 году создала независимый и бесплатный центр подготовки - Школу анализа данных, сотрудничает с лучшими техническими вузами и даже открыла «свой» факультет в ВШЭ. Второй чемпион отечественного интернет-рынка, Mail.ru Group, реализовал силами своих сотрудников проекты по дополнительному обучению студентов в пяти вузах. Через эти проекты ежегодно проходили тысячи обучающихся.
Такой подход имеет вполне рациональное обоснование. Приглашая недоученных специалистов, компании тратят значительные ресурсы на их подготовку. Допустим, зарплата опытного специалиста составляет x рублей и половину времени он тратит на обучение вчерашнего выпускника вуза. Длительность такого наставничества может составлять 3-12 месяцев, при этом зарплата стажера будет примерно 0,2x. Но затраты на стажера не равны 0,2x в месяц: нужно прибавить половину зарплаты опытного специалиста и упущенную выгоду из-за его простоя. Кроме того, текучесть среди стажеров может составлять в среднем 50%. И получается, что на одного неопытного сотрудника мы тратим 1,4x зарплаты опытного сотрудника в месяц. Упомянутые проекты IT-гигантов решают эти проблемы, сводя экономику получения молодых специалистов к приемлемой.
Так же поступают фармацевты, нефтяники, банкиры. В других секторах активность, вежливо говоря, пока небольшая. Большинство компаний считает, что, честно выплачивая налоги, они косвенно финансируют подготовку кадров. Вузы стараются разубедить их в этом, но не все могут интегрировать работодателей в процесс подготовки специалистов. Ведь, как мы помним, это не цель вуза, согласно нашему законодательству.
Отрезвление произойдет через несколько лет, когда демографический и экономический кризисы объединятся и возникнет «идеальный шторм»: на фоне падения выручки бизнес начнет сокращать затраты, привлекая более дешевых молодых специалистов, которые, будучи недоученными, еще больше снизят выручку. Возникнет спиральный эффект, цена которому - разорение. Чтобы выжить завтра, сохранить или нарастить рыночную долю, работодателям надо учиться самим воспитывать кадры. Можно открыть учебный центр, можно учить онлайн, можно начать сотрудничество с учебными заведениями. Ведь у вузов есть необходимая инфраструктура, и, самое главное, там уже есть студенты.
Автор: Дмитрий Волошин