Вклад экономики Рунета в экономику России в 2018 году составил 3,9 трлн. рублей

Apr 28, 2019 13:51



17 апреля 2019 года в Подмосковном пансионате “Лесные дали” стартовал 23-й Российский Интернет-Форум (РИФ+КИБ) 2019. В рамках главной аналитической панели форума РАЭК презентовала самые свежие цифры исследования “Экономика Рунета 2018-2019”.

Напомним, РАЭК разработала собственный подход к описанию и измерению Экосистемы Цифровой экономики России. Он базируется на декомпозицию Экосистемы на 7 хабов (государство и общество, маркетинг и реклама, финансы и торговля, инфраструктура и связь, медиа и развлечения, кибербезопасность, образование и кадры), 10 срезов (аналитика и данные, бизнес-модели, разработка, дизайн, интерфейсы, юзабилити; интернет вещей, Mobile, гаджеты и железо, AI и BIG Data, регулирование, платформы, стартапы и инвестиции), 3 уровня (начальный, средний, гуру).

Главные выводы

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко озвучил главные выводы исследования.

Вклад экономики Рунета в экономику Россию в 2018 году составил 3,9 трлн. рублей - это на 11% больше, чем в 2017 году.

Цифры по хабам экономики Рунета также впечатляют: маркетинг и реклама - 262,9 млрд. рублей, инфраструктура - 106,2 млрд. рублей, электронная коммерция - 1953,4 млрд. рублей, медиа и развлечения - 75 млрд. рублей, а непосредственный вклад мобильной экономики составляет 1,6 млрд. рублей.



Хаб 1: Государство и общество

В 2018 году Россия поднялась на 32 место в рейтинге стран с наибольшим уровнем развития электронного правительства ООН (+3 места относительно 2017 года). Всего в рейтинге участвуют 193 страны.

При этом Москва заняла 1 место среди 40 городов по уровню развития электронного правительства в городах: 55 из 60 индикаторов развитости электронного правительства имеется в Москве, что является наибольшим значением в мире.

Аудитория интернета составляет 92,8 млн человек или 76% населения России.

По сравнению с прошлым годом число пользователей сети выросло на 3%. Увеличение частоты использования интернета наряду с ростом времени, проводимом пользователями в сети, являются основными аудиторными трендами 2018 года. Еще один важный тренд, продолжающийся уже несколько лет - увеличение доли мобильной аудитории. В 2017 году аудитория интернета на мобильных устройствах в России впервые обогнала аудиторию на стационарных компьютерах, в 2018 году этот тренд сохранился. Быстрыми темпами растет аудитория SMART TV - рост на 55%.

Говоря об аудитории Рунета Карен отметил, что в 2018 году mobile опередил desktop по эксклюзивной аудитории на устройствах: 24,3 млн. пользователей за месяц против 13,9 млн. пользователей за месяц.

В 2018 году РАЭК продолжила осуществлять мониторинг и экспертную оценку законопроектов в РФ, касающихся сети Интернет в рамках регулярного дайджеста, “Право в ИТ”, который РАЭК выпускает совместно с Институтом исследований интернета. Согласно главным выводам Дайджеста, основными направлениями регулирования в 2018 году стали:

-антипиратские инициативы
-регулирование соцсетей и контента
-регулирование сферы оборота данных
-новые требование к операторам связи



Также роль государства рассматривается и в контекста венчурного рынка. По данным исследования Венчурный Барометр 2018, 17% российских венчурных инвесторов назвали российские фонды и институты развития (РВК, ВЭБ, АНО «Цифровая экономика» и др.) в числе приоритетных источников капитала в 2018 году, в 2017 году этот показатель составлял 44%. 11% инвесторов указали в числе приоритетных источников капитала в 2018 году российские государственные корпорации и компании с государственным участием (9% в 2017 году). При этом большинство инвесторов признает, что помощь государства нужна рынку.

Хаб 2: Маркетинг и реклама

В 2018 году интернет впервые обогнал телевидение по рекламным доходам: объем рынка интернет-рекламы составил, по данным АКАР, 203 млрд. рублей, в то время как объем рынка ТВ-рекламы составил 187 млрд. рублей.

Объем сегмента маркетинг и реклама в 2018 году РАЭК оценивает в 262,9 млрд. рублей, рост 17% по сравнению с 2017 годом.

Видеореклама продолжает оставаться одним из самых быстрорастущих сегментов рынка интернет-рекламы.

Мы наблюдаем постепенное размывание границ между различными каналами продвижения и рост числа взаимосвязей между рекламными форматами. Также отмечается движение в сторону максимальной персонализации рекламных сообщений во всех видах рекламных размещений за счет использования аналитики Больших Данных, машинного обучения и искусственного интеллекта; использование офлайн-данных в таргетинга и для повышения эффективности рекламных и маркетинговых кампаний. В 2018 году на волне роста использования блокировщиков отрасль начала борьбу с недобросовестной и раздражающей рекламой посредством выработки рекламных отраслевых стандартов.



Рекламный рынок становится все более технологичным: Большие Данные, programmatic, искусственный интеллект и т.д.

Следствием этого является постепенное исчезновение границы между рекламодателями и агентствами. Модель in-house становится наиболее предпочтительной на рынке programmatic в 2018 году: 43% рекламодателей, 62% агентств и 63% издателей планируют начать использовать модель in-house в течение ближайших 12 месяцев.



Мобильная реклама является одним из наиболее растущих медийных каналов.

При этом поиск - самая большая мобильная категория: больше трети всех затрат на мобильную рекламу. Рост аудитории мобильного интернета, широкие технические возможности по сегментации аудитории и таргетингам - основные драйверы роста затрат на мобильную рекламу.

Объем рынка больших пользовательских данных в маркетинге и рекламе, по оценкам РАЭК, составил 3 млрд. рублей. Соцдем, интересы и намерения - наиболее часто используемые данные. Однако виды и способы использования данных зависят от типа рекламного инвентаря.

Основной фактор, ограничивающий рост рынка больших данных в России - правовой барьер.

В случае благоприятного регулирования рынок может расти темпами в 70-100% ежегодно, в том числе за счет сокращения “серой зоны” на рынке данных.

По данным исследования “Экономика Рунета 2017-2018” социальные сети продолжают оставаться одним из самых популярных ресурсов, несмотря на скандалы с утечками данных пользователей. Gemius отмечает, что реклама в социальных сетях в 2018 году лидирует по времени нахождения в зоне видимости и доле видимых показов, но пока уступает другим традиционным площадкам по охвату аудитории. Рынок контент-маркетинга и маркетинга в социальных сетях по итогам 2018 года вырос на 26%, став самым быстрорастущим рынком сегмента маркетинга и рекламы.



Хаб 3 «Финансы и торговля»

Согласно выводам исследования “Экономика Рунета 2018-2019” объем сегмента электронной коммерции в 2018 году составил 1953,4 млрд рублей - 13,4% прироста по сравнению с 2017 годом.

Аналитики РАЭК отмечают следующие основные тренды сферы e-commerce:

-рост покупок с мобильных устройств;
-выход на онлайн рынок B2B игроков;
-увеличение числа мобильных платежей и их среднего размера;
-рост количества категорий товаров, которые можно приобрести через интернет;
-рост рынка обеспечивается в основном за счет роста числа заказов.

По данным РАЭК доля онлайн ритейла и онлайн-тревел выросли на 14% и 8,2 %, что составило 1027,8 млрд рублей и 670,6 млрд рублей соответственно. Также значительный рост наблюдается в таких сегментах, как рынок электронных услуг и рынок услуг в интернете: 37,7 % и 25% соответственно.

РАЭК совместно с кластером Sharing economy выявили, что объем транзакций на основных платформах экономики совместного потребления в России составляет уже более 511 млрд рублей.

Положительная динамика развития отрасли обуславливается вкладом следующих областей: С2С (72%), услуги частных лиц-фрилансеров(19%), транспорт-каршеринг, карпулинг (2,5%), краткосрочная P2P аренда жилых помещений (2 %). Такое распределение обеспечивает высокий уровень интернет-пенетрации, большую концентрацию потребительского спроса в мегаполисах. Также наблюдается неравномерное развитие транспортной системы, что влечет за собой особую актуальность транспортных сервисов ЭСП.



Несмотря на положительную динамику всех входящих в сегмент электронной коммерции рынков, сохраняется ряд барьеров, снятие которых станет стимулом к дальнейшему развитию:

-отсутствие четкого разделения между дистанционным и другими способами продажи товара;
-ограничения на продажу через интернет определенных групп товаров (лекарственные средства, алкоголь, ювелирные изделия).

Согласно данным Data insight и Яндекс.Касса рынок социальной коммерции в России оценивается в 592 млрд рублей, в рамках которых было совершено более 394 млн сделок. Это отличный результат.

Основными трендами развития электронной коммерции 2018 года, по мнению аналитиков РАЭК, являются:

-рост покупок с мобильных устройств
-увеличение числа мобильных платежей и их среднего размера
-выход на онлайн-рынок B2B-игроков
-рост количества товаров, которые можно приобрести через интернет

Хаб 4: инфраструктура и связь

Объем инфраструктурного сегмента в 2018 году составил 106,2 млрд рублей - рост составил +17,3% относительно 2017 года.

Аналитики РАЭК выделяют следующие треды:

-рост спроса на облачные услуги и российские дата-центры как следствие исполнения требования локализации персональных данных российских пользователей, а также других категорий данных, и внедрением облачных платформенных решений как бизнесом, так и пользователями
-значительный рост влияния мобильных технологий на эффективность и прибыль предприятий и секторов, напрямую не связанных с мобильной экономикой
-активный выход на облачный рынок телеком-операторов



IDC оценивает объем российского рынка Интернета вещей в 2018 году в 3,67 млрд. долларов с перспективой роста на 18% ежегодно в период до 22 года.

Важно отметить, что в 2018 году был утвержден первый российский национальный стандарт передачи данных в области Интернета вещей, что позволит унифицировать принципы обмена информацией и создать экосистему производителей устройств.

Непосредственный вклад мобильной экономики в ВВП России в 2018 году составил 1,6 трлн. рублей.

Хаб 5 «Медиа и развлечения»

В 2018 году общий рост объема сегмента медиа и развлечений оценивается в 17,3% относительно 2017 года. По итогам года объем сегмента медиа и развлечений составил 75 млрд рублей

Главные тренды развития сегмента, которые выделяют аналитики РАЭК:

-начало доминирования платной модели потребления онлайн-видео над рекламной моделью.
-потоковые музыкальные сервисы в России более популярны, чем в остальном мире;
-просмотры «длинных» видео перетекают с десктопов на Smart TV В игровом сегменте основную долю дохода приносят мобильные платформы;
-бумажные книги до сих пор занимают основную долю книжного рынка, однако продажа электронных книг через интернет - главный драйвер роста книжного рынка России.

Относительно 2017 доля сегмента электронных книг выросла на 23,3% - это объективно самый перспективный сегмент медиа и развлечений.

Однако в денежном эквиваленте триггером развития все еще являются игры - 62 млрд. рублей и 5 % прироста в 2018 году по сравнению с 2017 годом. Доли прироста сегментов онлайн-музыки и онлайн-видео составляют соответственно 16, 7% и 13,7%.

В 2018 году продолжился рост доли платной модели в структуре выручки легальных онлайн-кинотеатров - по данным Telecom Daily по итогам 2018 года она составляет 63%.

Выручка от подписки продолжает расти быстрее выручки от рекламы.

Россия - лидер по доле пользователей стриминговых сервисов.87% интернет-пользователей в России используют стриминг для прослушивания музыки, в целом по миру этот показатель составляет 61%.



Хаб 6: “Кибербезопасность”

Positive Technologies прогнозирует рост российского рынка кибербезопасности в 2018 году на 10% по сравнению с 2017 годом.

Стимулами роста в большей степени являются:

-Запуск проектов в области цифровизации федерального уровня (умные города, умный транспорт, развитие гос. сервисов)
-Цифровая трансформация бизнеса и связанный с этим переход от реактивного к проактивному выявлению угроз

Ключевым драйвером продолжает оставаться деятельность регуляторов и государственные инициативы, направленные на повышение защиты критически важных инфраструктур.

Большинство атак в 2018 году совершалось с целью обогащения или получения конфиденциальных данных.

В 56% кибератак используется вредоносное ПО, которое с каждым годом становится все доступнее. Основные цели киберпреступников среди юридических лиц - это государственные учреждения, медицинские учреждения, финансовые организации, при этом одной из главных целей киберпреступников являются обычные пользователи. В этой связи очень важно развивать цифровую грамотность.

Хаб 7: образование и общество

Сегодня 2,3 млн. человек занято в российской интернет-отрасли. Аналитики также отмечают, что спрос на специалистов опережает предложение.

Более чем на 12% увеличены контрольные цифры приема по специальностям и направлениям подготовки ИКТ-специалистов на 2018-2019 учебный год относительно 2017-2018 учебного года.

В соответствии с потребностями цифровой экономики планируется увеличить количество принятых на программы высшего образования в сфере информационных технологий: до 50 тыс. человек в 2019 году, до 60 тыс. человек в 2020 году, до 80 тыс. человек в 2021 году. По программам дополнительного профессионального образования обучение должны пройти: до 24 тыс. человек в 2019 году, до 28 тыс. человек в 2020 году, до 42 тыс. человек в 2021 году.

Аналитики также отмечают, что федеральный проект «Кадры цифровой экономики» ставит целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики к 2024 году.

Ну и уже традиционно, подводя итоги исследования - были выявлены тренды 2019 года



Ознакомиться с подробной презентацией исследования «Экономика Рунета 2018-2019»

Источник

Россия, интернет, 2018, экономика

Previous post Next post
Up