Дмитрий Морисон, руководитель PR-направления коммуникационного агентства SALO, собрал мнения предпринимателей о том, какой совет они дали бы себе пять лет назад при построении бизнеса.
1. Больше общаться с практиками
Екатерина Макарова, сооснователь каршеринга BelkaCar
Я бы посоветовала себе больше общаться с практиками. В корпоративной культуре подобный консалтинг не требовался, поэтому я не уделяла этому должного внимания.
Проблема любого образовательного учреждения заключается в том, что все консультации и советы оторваны от реальной бизнес-среды.
По-настоящему ценен опыт и знания предпринимателей, создавших продукт с нуля. Подобная система неплохо работает в стартап-академиях, где в качестве приглашенных спикеров выступают практики бизнеса.
К нам в «Сколково» приходили, например, Оскар Хартманн (KupiVip) и Максим Фалдин (Wikimart).
Но надо разделять единоразовую лекцию и регулярную коммуникацию с основателями, оставшимися в бизнесе. Первая хороша для мотивации и понимания того, что все возможно, вторая - для ускорения развития бизнеса и возможности не изобретать велосипед.
2. Формировать правильное окружение вокруг себя
Сергей Барышников, основатель сайта BigPicture
Сказал бы себе в первую очередь: денег в медиа нет и в ближайшую пятилетку не ожидается. А если серьезно, то неважно, чем ты будешь заниматься ближайшие годы, майнить крипту или пилить финтех-стартап, потому что это все детали.
Важнее то окружение, которое ты формируешь вокруг себя, те люди, к которым ты будешь тянуться и та команда, которая рядом с тобой будет брать рубеж за рубежом, чем бы вы вместе не занимались.
Тренды, технологии, потребности - это все переменные, люди вокруг тебя - величина постоянная и основополагающая.
3. Не тратить время впустую
Александр Кукса, генеральный директор SALO
5 лет назад я был дал себе очень простой совет - не тратить время на ненужные вещи и людей. Иными словами, чаще говори нет тем проектам, в которых ты не видишь себя и свою команду, и не работай с людьми, которые не помогают идти вперед.
Если бы следовал ему, то точно бы спас месяцев 6 чистого времени, которые можно потратить с пользой на работу или, что еще более важно, семью.
Но беречь ресурсы по-настоящему начинаешь только тогда, когда его становится очень мало. А время - твой самый ценный ресурс.
4. Заниматься саморазвитием
Михаил Перегудов, СЕО и основатель «Партии еды»
Где-то два года назад я получил от пожилого человека хороший совет. Когда он мне рассказывал про развитие бизнеса, то сказал, что организация всегда развивается со скоростью своего руководителя. Поэтому, если ты хочешь, чтобы твой бизнес быстро рос, то тебе надо самому быстро расти как личности.
Мне очень понравилось то, что он сказал, потому что это действительно работает. Поэтому пять лет назад я бы себе дал именно этот совет.
5. Изучать новые технологии
Алексей Петропольский, руководитель юридической компании Urvista
Я бы посоветовал себе продать все имущество, купить на эти деньги доллары и ждать, пока рубль обвалится. А все вырученные средства вложить в недвижимость. Ну а если серьезно, то я бы порекомендовал самому себе идти в ногу со временем, изучать новые технологии и способы их использования в бизнесе. Я думаю, это помогло бы избежать многих проблем.
6. Заниматься нишевыми продуктами
Евгений Никонов, основатель креативного агентства BezNebes
Если бы у меня была возможность вернуться на пять лет назад, то я бы предпринял следующее.
Начал осваивать регионы. Наша компания и так это делает, но активная стадия работы по регионам стартовала года полтора назад, а не пять. Кроме того, не распылялся бы на большое количество направлений деятельности. Мы работали и работаем с радиоканалами, занимаемся созданием видеороликов. Также в списке того, что мы делаем, - нейминг, брендинг, интернет-маркетинг, SEO. Вернувшись в прошлое, я бы сфокусировался на самых маржинальных направлениях.
Кроме того, стал бы заниматься почти исключительно нишевыми продуктами, а на некоторые сферы вообще не обратил бы внимание. Пример - не запускал бы офлайн-маркетинг. Мы его начали осваивать 5 лет назад и через два года свернули.
Опыт, накопленный в интернет-маркетинге, если бы я его получил 5 лет назад, помог бы более быстрому развитию компании. Сейчас мы не жалуемся, но все же прогресс мог бы быть более быстрым. Обязательно форсировал бы освоение таких тем, как блокчейн, ICO и все, что связано с криптовалютами.
7. Не браться за несколько проектов
Сергей Катаргин, основатель проекта «Онкострахование», генеральный директор компании ООО «Независимые Страховые Консультанты»
Совет №1: Выбери одно направление деятельности и не хватайся за другие проекты, какими бы привлекательными тебе они не казались. Силы и время, потраченные на непрофильную деятельность, тормозят развитие основного бизнеса.
Совет №2: Ищи в команду не сотрудников, а единомышленников, которые будут разделять с тобой ценности и цели компании.
Команда - это очень важно. Не стоит пренебрегать советами и помощью HR-специалистов.
Совет №3: Четко определи целевую аудиторию твоего бизнеса и иди за ней, где бы она ни была. Ходи, участвуй и начинай организовывать профильные конференции и выставки, вступай в сообщества, а лучше даже сам их создавай. Делай качественный контент и найми пиарщика. Твоя цель - комьюнити, где общаются между собой потенциальные клиенты твоей компании.
8. Действовать быстрее и решительнее
Алексей Антонов, сооснователь децентрализованной глобальной платформы для туманных вычислений SONM
Если отбросить в сторону очевидно читерские скучные варианты а-ля «купи биткоин», я бы сказал себе - если видишь путь, действуй быстро и решительно. И не жди. Делай все быстрее, быстрее раздувай и быстрее сматывай. От скорости переключения передач в итоге будет зависеть скорость движения.
9. Быть консервативнее с деньгами
Руслан Зайдуллин, СЕО мобильной клиники DOC+
Я сам люблю читать на Quora, Reddit и в других медиа наиболее интересные ответы на подобные вопросы. Нравится читать концентрированную бытовую мудрость, она далеко не всегда совпадает, но любопытно. Самому ответить на этот вопрос оказалось тяжелее, чем я думал. В основном потому, что мне очень нравится то, как сейчас устроилась моя жизнь, и дать совет - это как эффект бабочки. А вдруг, если бы я делал «правильнее», я бы оказался в более плохой ситуации.
Жизнь, к сожалению (или наоборот), включает значимую долю случайности, плохое приводит к хорошему, хорошее - к плохому. Но если попытаться все сузить до чего-то очень прагматичного, то:
- Купи биткоинов на все свободные деньги :)
- Научись программировать и изучай machine learning.
- Дружба - это не пассивно хорошие отношения, в них надо инвестировать себя. И гораздо лучше, когда меньше друзей, но они близкие.
- Займись боксом.
- Не юли от йоги и медитации.
- Чаще звони маме и папе.
- Заведи карту с милями, ты много их накопишь.
- И кредиты не бери, чувак, будь вообще консервативнее с деньгами.
- Все будет супер, не сомневайся в себе.
10. Заняться бизнесом как можно раньше
Анатолий Сморгонский, сооснователь IT-холдинга Ambite
Если бы у меня появилась возможность вернуться во времени на пять лет назад и дать самому себе советы, их, пожалуй, было бы два. Во-первых, я бы посоветовал себе начать майнить и купить биткоины. Тут, думаю, все понятно. Во-вторых, я бы посоветовал себе заняться собственным бизнесом как можно раньше.
Сейчас я вижу, что будучи наемным работником я тратил слишком много сил, доказывая, что белое - это действительно белое людям, которые не хотели ни в чем разбираться. Теперь, имея свой бизнес, дела двигаются гораздо быстрее. Я знаю, что нужно сделать и просто это делаю без длительных переговоров.
11. Уделять время спорту
Дмитрий Степаненко, CEO Hot-WiFi
Во-первых, больше уделять времени спорту и режиму дня. Предпринимателям с нашим напряженным графиком сложно соблюдать режим и не пропускать тренировки. Но это вложение себя окупает: я заметил прямо пропорциональную зависимость между успехами в бизнесе и спорте.
Во-вторых, не бояться идти продавать продукт крупным корпорациям уже на старте компании, начинать с них.
Я начинал с продаж мелкому бизнесу, но его основатели часто не обладают достаточным опытом, чтобы оценить продукт и сформулировать осознанные требования к нему, покупают благодаря навыкам продавца. Крупные клиенты выдвигали больше требований, и продукт стал развиваться быстрее, а кейсы с ними помогли ускорить продажи.
В-третьих, выделять больше ресурсов образованию сотрудников: чаще проще обучить действующего сотрудника, чем пытаться найти замену. Такой подход помогает замотивировать и укрепляет корпоративную культуру в компании.